Активное слушание. Техника активного слушания ребенка. Советы психолога Ошибки в применении технологии

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Дорогие родители! Хотим обсудить с вами сегодня методику «активного слушания». Это уникальная техника общения, разработанная и введенная в нашу культуру и в практику воспитания детей известным психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер. Активное слушание начали использовать психологи за рубежом, а в России этот метод стал пользоваться популярностью сравнительно недавно. В последние годы все больше людей признают эффективность такого способа общения, который позволяет наладить более глубокий контакт как родителей с детьми, так и взрослых людей друг с другом, а также избежать многих конфликтов.

О пользе активного слушания, его способах и результатах подробно рассказывается в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Приемы активного слушания нужны для того, чтобы помогать своему ребенку в тех ситуациях, в которых невозможно научить или показать. Тогда остается только один способ помощи - нужно его просто выслушать. Это важнее всего тогда, когда у ребенка есть проблемы с выражением чувств и эмоций - он испытывает страх, обиду, непонимание и другие негативные эмоции. Активное слушание позволяет родителям показать, что они знают о переживаниях ребенка. Часто дети не понимают, какие эмоции они испытывают, и именно родители могут более точно назвать детям их переживания и помочь с ними справиться. Ю.Б. Гиппенрейтер пишет, что активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

Например, на возмущённое «Он отнял мою машинку!» можно сказать малышу привычное и, казалось бы, успокаивающее «Ну ничего, поиграет и отдаст». Или же назвать его чувства: например, сказать «Ты очень огорчён». Вот только в первом случае вы показываете ребёнку, что его чувства не важны, оставляя его наедине с его обидой. Ему приходится доказывать, что тут есть из-за чего расстраиваться - и он продолжает плакать и кричать. Вторая фраза даёт ему понять - мама с ним, рядом, она слышит и понимает его, разделяет его чувства.

Итак, как же правильно слушать ребенка?

Назовите переживание ребенка

Когда ребёнок расстроен, обижен, испуган или просто устал, самое главное - дать ему понять, что вы слышите его и знаете о его переживании. Для этого нужно озвучить, что, как вы поняли, он сейчас чувствует. Именно это и означает «активно выслушать». В ответе родителей полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Иногда родители не сразу угадывают причину расстройства ребенка, но дети своими репликами и ответами направят вас к правильному решению.

Повернитесь к ребенку

Смотрите в лицо ребенку, прямо ему в глаза, если ребенок маленький, то присядьте к нему, чтобы быть с ним на одном уровне. Можно взять его за руку или сесть к нему поближе. Ошибка - слушать из другой комнаты, отвернувшись к плите или лежа на диване. «Ваше положение по отношению к нему и ваша поза - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать», - пишет Гиппенрейтер. Эти сигналы бессознательно считывает ребёнок любого возраста, и вы не сможете активно выслушать его, попутно смотря телевизор или читая газету.

Стройте фразы в утвердительной форме

Все ваши фразы должны строиться в утвердительной форме. Дело в том, что, например, на вопрос: «Что-то случилось?», вы, скорее всего, получите ответ: «Ничего». А вот утвердительное «Что-то случилось…» помогает начать ребенку свой рассказ. Вопрос не отражает сочувствие, а утверждение сразу же настраивает родителей на эмоциональную волну ребенка.

Делайте паузу

Сказали реплику и какое-то время молчите - это даст возможность ребенку лучше осмыслить свои переживания. Пока ребенок смотрит в сторону, вдаль, значит, он прорабатывает свои эмоции и переживания. После ответа ребенка помолчите еще немного - вдруг он что-то добавит.

Активное слушание надо применять, когда у ребенка эмоциональные переживания, и он не может их выразить и назвать. А вот если ребенок сам вам активно что-то рассказывает, то отвечать развернутыми фразами не надо - достаточно кивать головой и вставлять слова типа «Ага!», «Да-да», «Замечательно!», «Неужели?». Это уже будет ваше пассивное слушание.

Ю.Б. Гиппенрейтер не зря замечает, что техника активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Но она имеет ряд преимуществ. Во-первых, вы снижаете отрицательные переживания ребенка. Во-вторых, ребенок начинает больше доверять родителям и рассказывать им о себе намного охотнее. В-третьих, проговаривая переживания, ребенок сам начинает лучше понимать свои проблемы и легче находит способы их решения. Есть еще один положительный эффект от активного слушания - это его влияние на родителей. Родители после применения данной техники отмечают повышение чувствительности к нуждам ребенка. Они становятся терпимее, спокойнее относятся к «отрицательным» чувствам ребенка, начинают понимать, от чего ему плохо. Когда родители применяют активное слушание, то и дети тоже начинают активно слушать родителей, лучше понимать их, проявлять больше сочувствия.

Таким образом, техника активного слушания помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, с ее помощью можно разрешать его эмоциональные и душевные переживания. Однако у родителей существует большое количество шаблонных высказываний, которые передаются из поколения в поколения, и затрудняют общение с детьми, мешая овладеть новой практикой.

Препятствия на пути «активного слушания»

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Быстро в кровать!», «Замолчи!» и т.д. В этих фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. В ответ дети обычно сопротивляются и обижаются.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!». Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик. Они также плохи еще и тем, что при частом повторении перестают на них реагировать.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего - все вместе взятое. Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если ребенок нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения - самый неудачный способ помочь делу.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи». Зачастую мы не скупимся на подобные советы и даже считаем своим долгом давать их детям. Такая позиция родителей - позиция «сверху» - раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме. Детям надо самим принять решение - это их путь к самостоятельности, поэтому очень важно давать им такую возможность.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась - пеняй на себя». И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, и возникает то, что психологи называют « «психологической глухотой».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!». Такие фразы обычно вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка, а это порождает новые проблемы.

7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее и расстраиваться, когда ее нет.

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!». Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и сделать его более уязвимым или агрессивным. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются.

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось, опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…». За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили раньше.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что фразы «Я тебя понимаю», «Я тебе сочувствую» и т.п. прозвучат слишком формально. Может быть, стоит вместо этого просто обнять ребенка. А во фразах типа: «Успокойся!», «Не обращай внимания!» ребенок может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. «Отшучивание», уход от разговора. Это воспринимается ребенком, как обесценивание серьезности его чувств, безразличие родителей к его проблемам и вызывает обиду. «Наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками - это не «естественные», а тоже выученные фразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции. Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать эту конструкцию и помочь родителям научиться «ездить» на «лучшей машине». В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху» - пишет Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге.

Важно отметить, что предлагаемая методика универсальна. Ее можно использовать не только с детьми, но и в общении с коллегами, друзьями, супругами. Всем приятно, когда другой не только слушает, но и слышит, разделяет чувства и ищет пути более глубокого, доверительного общения.

В нашем развивающем центре «Летиция» у высокопрофессиональных и опытных специалисто-психологов и педагогов можно получить более подробные консультации , как по методике «активного слушания» , так и по любым проблемам, связанным с трудностями в воспитании и обучении детей любого возраста.

Государственное казённое учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи,

«Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

ГКУ Волгоградский ППМС - центр,

Ветютневское обособленное подразделение

Занятие с элементами тренинга для приемных родителей:

«Метод активного слушания

в детско-родительских отношениях»

Провела: педагог-психолог Е.В. Фалеева

х.Ветютнев, март 2017г.

Цели и задачи:

1. Помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

2. Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию.

3. Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Оборудование: плакаты на доске для выполнения заданий, маркер.

Участники: приемные родители.

Количество участников : группа по 10-15 человек.

Условия проведения: аудитория со свободной зоной.

Раздаточный материал : бланки для выполнения заданий.

Структура занятия: занятие проводится в режиме тренинга.

Занятие рассчитано на 1 - 1час 20мин.

Ход занятия

Хотелось бы начать наш тренинг с вопроса:

    "Одно дело слушать, а другое - слышать". Как вы понимаете это высказывание?

Слова "слушать" и "слышать" различаются глубиной самого процесса и отношением слушателя к собеседнику. Прежде всего, эти слова обозначают умение человека сосредоточиться, "превратиться в слух". На мой взгляд, "слушать" означает умение так реагировать на слова собеседника, чтобы он сам хотел вам о чем-то рассказывать, то есть дружелюбно, если нужно, то эмоционально реагировать на рассказ. Можно сказать, что при этом слушающий сам участвует в процессе, может перебивать и дополнять своего собеседника.

А вот "слышать" , означает умение слышать не мимолетно (случайно услышал), а именно слышать того, кто вам что-то рассказывает, вникая в суть его рассказа и слыша только то, что вам говорит собеседник. "Слышать" означает не домысливать самому рассказ, а воспринимать только ту информацию и только в той интерпретации, какую доводит рассказчик. Именно этот процесс делает возможным человеку слышать то, что ему нужно и запомнить воспринятое на слух. И когда порой говорят "услышь меня", имеют в виду именно умение слышать - то есть слышать то, что говорит собеседник, без своих правок и домыслов.

Слушать - процесс-действие, подразумевающее пассивное отношение, а слышать (особенно "услышать") - подразумевает активное действие, хоть и не всегда.

Сравните: "я слушал радио" и "я слышал, что по радио сказали...".

Упражнение «Психологическая скульптура»

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Информационная часть . Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»).

Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

    Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»

    Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»

    Похвала.

    Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».

    Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»

    Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»

    Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».

    Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: двое из родителей обыгрывают ситуацию, а остальным: попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Я пойду к маме».

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

    «Что, может быть, вас удивило?»

Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

    Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?

    Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Сядьте по удобнее, закройте глаза. Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Про себя скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в ладошку и прижмите к сердцу. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

Обсуждение занятия, подведение итогов.

Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.

    Максимальное доверие друг к другу. Первый шаг - единая форма обращения на «ты».

    Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».

    Во время сеанса говорить только о том, что думаете по поводу происходящего.

    Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.

    Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.

    Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган ни за что, выбил у меня из рук портфель и порвал куртку.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой»

Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь».

Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все дети засмеялись.

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашечка».

Обыграть жизненную ситуацию

Папа

Психолог: Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну, успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

анализ

Обыграть жизненную ситуацию

Дочь

Психолог: Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну, успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

анализ

Типы родительских высказываний, мешающих активному слушанию:

    Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»

    Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

    Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых»

    Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции», «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз я тебе говорила!»

    Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!»

    Похвала.

    Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса», «Не будь лапшой».

    Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»

    Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?», «Что же все-таки случилось?»

    Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся», «Не обращай внимания».

    Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами».

Источник фото: yelpcdn.com

Фундамент, на которых строится развитие ребёнка

Это безусловная любовь родителей (в первую очередь - матери).

Если в течение первого года жизни малыша мама откликается на его потребности, тот чувствует - его любят. У таких детей формируется базовое доверие и картина мира «Я в порядке, Другие/Мир в порядке» (или: «Я - хороший, Другие/Мир - хорошие»).


Источник фото: stihi.ru

Когда ребёнок подрастает, это ощущение поддерживают приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова:

Как я рада тебя видеть,

Я люблю, когда ты дома,

Как хорошо, что ты у нас родился,

Мне приятно вместе с тобой проводить время.

Очень важно телесно «напитать» ребёнка

Лаской, объятиями, поглаживаниями . Дети таким образом не только насыщаются эмоционально, но и получают предпосылки для хорошего физического развития.


Источник фото: imgbb.ru

Вспоминаю пример, который во время учёбы рассказал нам педагог на лекции в университете и который поразил меня тогда до глубины души: недоношенных детей определили в отдельную палату и в целях соблюдения стерильности разрешали персоналу подходить к ним только в часы кормления (времена СССР). Дети перестали прибавлять в весе. Но поскольку данные регулярно записывались, то стало очевидно, что иногда были периоды, когда вес грудничков увеличивался. Несложный анализ показал, что это происходило всегда во время дежурства одной и той же медсестры, которую тут же вызвали для «дачи показаний». Та не стала долго отпираться и призналась, что, не смотря на запреты, она во время кормления брала их на руки и даже пела колыбельные.

Если же малыш не получает необходимого ему опыта любви , ласки и заботы, знаний о собственной ценности и уникальности, то он оказывается впоследствии не способным к самопринятию, самоодобрению и любви к самому себе, не может опираться на себя и станет искать такую опору всю оставшуюся жизнь.


Источник фото: smolensk-i.ru

Предвижу вопрос родителей:

Если мы безусловно любим и принимаем ребёнка, означает ли это, что мы не должны на него злиться?

5 правил замечаний

Замечательный педагог и знаток детской психологии Юлия Гиппенрейтер отвечает на этот вопрос следующими правилами:

Правило первое: Важно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.



Правило второе: Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Раз они возникли, значит, для этого были основания.


Источник фото: mama.ua

Правило третье: Недовольство ребёнком не должно быть систематическим.


Источник фото: yimg.com

Понятно, что когда ребёнок взрослеет и сталкивается с границами жизни и других людей, с ограничениями и требованиями, — в жизнь его так или иначе входит условная любовь.

Такая любовь является той предпосылкой, которая помогает ребёнку выйти из своей эгоцентричной позиции, увидеть рядом Другого и постепенно подготовиться к выходу в социум.

Но условная любовь не должна заместить собой безусловную, которая выполняет роль базового принятия.


Источник фото: cloudfront.net

Если у родителей присутствуют оба вида любви, то ребёнок учится и впоследствии умеет сохранять устойчивость и хорошую самооценку даже в случае ошибок или трудных жизненных ситуаций.

Шаг 1. Постарайтесь в течение дня гораздо в большем количестве обращаться к ребёнку с положительными высказываниями (одобрением, поддержкой, радостным приветствием), чем с отрицательными (замечаниями и критикой).


Источник фото: mongoldog.ru

Шаг 2 . Помните, что ребёнок - маленькая, но личность. Не позволяйте в отношении к нему вести себя хуже, чем вы вели бы себя в компании друга или приятеля.


Источник фото: mail.ru

Здесь уж родители и учителя консолидируются и начинается настоящая война с ошибками - методом оценок, замечаний и указаний.

И дети очень по-разному реагируют на взрослые «не так»: одни грустнеют и сдаются, другие обижаются, третьи бунтуют.


Источник фото: happy-giraffe.ru

Указывать на ошибки ребёнка нужно очень аккуратно

  • Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку. Закройте глаза там, где это не критично.
  • Во-вторых, подберите для этого время: не в тот момент, когда ребёнок азартно занят делом, и, уж конечно, не в присутствии других людей. Будьте тактичны.
  • В-третьих, применяйте «правило бутерброда»: упакуйте отрицательную обратную связь между двумя дружелюбными и позитивными посланиями.

Тем не менее, трудности и конфликты между детьми и родителями - довольно частое явление.


Источник фото: ladygid.ru

Если ребенок не слушает

Случается, что, несмотря на все усилия взрослых, ребёнок упорно и регулярно не хочет убирать за собой в комнате (застилать постель, мыть посуду, др.).

Одна из возможных причин - ему ещё трудно делать это самостоятельно.


Источник фото: vk.com

И тогда лучший выход - частично помочь ему справиться с этим делом, раз за разом передавая ему всё больше полномочий и ответственности.

Но чаще за таким упрямством кроется следующая причина : испорченные отношения между родителями и ребёнком, когда всё, что он делает, он делает назло и вопреки.

Родителям в этом случае надо остановиться и прислушаться - как они общаются с ребёнком.


Источник фото: e-solovieva.ru

Как улучшить испорченные отношения?

Восстановить доверие помогают так называемые «приёмы активного слушания».

Активно слушать ребёнка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.

И здесь есть свои особенности и правила беседы:

1) Отложите все дела. Повернитесь к ребёнку лицом. Если ребёнок маленький, присядьте возле него - очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне.


Источник фото: gomamablog.com

2) Если ребёнок расстроен или огорчён - не задавайте ему вопросов.


Источник фото: getoutofdebt.org

Пусть ваши ответы звучат в утвердительной форме, обозначая его чувство. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Например:

Ребёнок: Я сегодня плохо написал контрольную…
Родитель: Я вижу - ты расстроен.

3) Держите паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.


Источник фото: 192abc.com

Молчанием вы даёте понять ребёнку, что вы рядом. А он в это время может разобраться со своим переживанием и сам продвинуться в решении собственной проблемы.

Метод активного слушания замечателен в первую очередь тем, что уменьшает сильное переживание ребёнка, и он начинает рассказывать о себе всё больше и больше. Таким образом налаживается его связь с родителем.


Источник фото: vk.com

Практикуя такое общение, взрослый тоже сможет ощутить, как он становится более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка, а ведь это и есть - путь установления контакта и дружеских отношений.

При этом важно искренне интересоваться его жизнью, а не использовать метод как новый способ манипуляции. Иначе ребёнок почувствует это и отдалится ещё дальше.



Про манипуляции и неконструктивные автоматические реакции взрослых поговорим в следующей статье

Колонку ведет:

- психолог, руководитель детского центра развития Advance

  • оптимальные условия для развития в каждом ребенке увлечённой и творческой личности;
  • талантливые и опытные педагоги, лучшие методики и инновации;
  • любовь к обучению, знания и умения, ответственность, уверенность в себе и социальная адаптивность вашего ребёнка.

В психологии общения человеку важно осознание собственной значимости - когда им интересуются, внимательно слушают, желают понять. Взаимодействие людей в социуме строится на вежливости и основах этикета.

Одним из новых направлений в навыках коммуникации является технология активного слушания. Ее суть заключается в доброжелательном отношении к собеседнику, желании понять его. Заинтересованность - основной прием активного слушания.Знание технологии поможет завоевать доверие собеседника, получить от него развернутую информацию.

В общении с детьми позволит лучше понять страхи и переживания ребенка. Он научится самостоятельно преодолевать свои проблемы. Родители и дети станут внимательнее, терпимее друг к другу. Так появятся гармоничные отношения в семье.

Умение слушать

Во время общения важно не только выразительно, грамотно говорить, но и уметь слушать собеседника. Для взаимопонимания со своим визави это имеет большое значение. Уметь слушать - значит, воспринимать поток информации от рассказчика. Уровень культуры человека позволит вежливо выслушать собеседника, тактично воздержаться от резких высказываний, пренебрежительной мимики.

Умение слушать зависит от типа личности, интеллекта, возраста, гендерной принадлежности. Учеными доказано, что женщины эмоциональны во время слушания, невнимательны, часто перебивают собеседника собственными рассказами. Мужчины же способны дослушать информацию до конца, мысленно подыскивая пути ее решения.

Многие профессии связаны с умением слушать. Это продавцы, парикмахеры, массажисты, психологи, врачи, учителя, администраторы, консультанты. Для важна эффективность и культура слушания. Существуют специальные методики, которые способствуют восприятию информации. Прием активного слушанияпоможет поддержать собеседника, покажет значимость его рассказа.

Виды слушания

Психологи и исследователи общения выделяют 4 вида слушания.

Эмпатическое слушание . Это умение считывать чувства, эмоции говорящего. Умение представить себя на месте собеседника, сопереживать ему. Эмпатическое слушание эффективно, если визави или его информация вызывают положительные эмоции.

Критическое слушание . Это целенаправленный анализ полученной информации. Ее критическое восприятие, понимание. Такое слушание эффективно для принятия ответственных решений. Оно позволяет взвесить все за и против, согласиться или не согласиться с собеседником.

Пассивное (нерефлексивное) слушание . Такой вид используется, когда собеседнику необходимо выговориться. Оно подразумевает минимальное вмешательство в монолог визави.

Активное (рефлексивное) слушание. Это максимальное установление обратной связи с собеседником. Активное слушание помогает расположить к себе собеседника. Позволяет влиять на его точку зрения. Прием активного слушаниясвидетельствует об элементарной вежливости, внимании к словам собеседника.

Что такое активное слушание?

Активное слушание - смысловое восприятие информации. Это коммуникативное умение позволяет сконцентрироваться на беседе, уточнять детали, переспрашивать. С помощью этой технологии собеседник чувствует необходимость в своей информации, интерес к ней окружающих.

Умение вести беседу, воспринимать и понимать слова говорящего возможно только при доброжелательном настрое. Активное слушание, техника и приемыего способствуют развитию доверительных отношений между собеседниками. Это профессиональный навык и целое искусство, на овладение которым могут уйти годы.

Неспособность наладить диалог, отчужденность людей делают технологию активного слушания востребованной. Этот процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы активного слушания

  1. Искренний интерес к человеку, желание ему помочь.
  2. Внимание к собеседника.
  3. Умение временно отбросить критическое суждение, постараться встать на место говорящего.
  4. Создать благоприятную обстановку для собеседника, стимулируя его на самостоятельный поиск решения ситуации.

Помехи для активного слушания

Во время слушания человек сталкивается с определенными сложностями, которые мешают восприятию информации.

Внутренние помехи - это собственные мысли, переживания. Они мешают восприятию, заставляя концентрироваться на одной мысли или целом комплексе размышлений. Мечтательное или сонливое состояние также препятствует активному слушанию.

Внешние помехи - раздражители, которые заставляют отвлекаться от беседы. Это может быть неумение собеседника доносить информацию (несвязность и невнятность речи, ее темп и громкость), посторонние люди или отвлекающие шумы (телефон, ремонтные работы, звуки транспорта).

Активное слушание. Его виды и приемы

Техника активного слушания условно разделяется на 2 вида: мужской и женский.

Мужской вид активного слушания больше относится к навыкам делового общения. Здесь важна правильная подача информации, ее понимание и анализ. Поэтому в активном слушании мужского вида чаще всего звучат уточняющие вопросы: «где», «сколько», «когда», «для чего», «каким образом».

Женский вид активного слушания ориентирован на чувства и эмоции. Здесь не столько важна точность информации, сколько отношение к ней или собеседнику. Это позволяет встать на место визави, почувствовать его настроение, переживания.

Во время общения следует обратить внимание на слова собеседника, постараться понять его. Это позволит правильно подобрать соответствующие приемы активного слушания.К ним относятся поощрение, повторение, отражение, обобщение . Они помогут лучше понять рассказчика, будут способствовать симпатии между собеседниками.

Приемы активного слушания

Основные приемы активного слушания заключаются в желании уловить суть речи собеседника, по возможности помочь ему. Овладение этими методами достигается при условии постоянной тренировки. Кприемам активного слушания относится:

Поощрение. Оно заключается в заинтересованности, выраженном желании выслушать собеседника. На этом этапе важна доброжелательность, отсутствие оценочных мнений;

Повторение. Оно заключается в уточняющих вопросах, повторении фраз говорящего. Словесная концентрация на основных моментах беседы;

Отражение. Оно заключается в понимании эмоций собеседника. На этом этапе можно копировать в умеренных дозах мимику или жесты собеседника, таким образом выражая интерес и полное взаимопонимание;

Обобщение. Оно заключается в подведении итогов речи собеседника. Это концентрация на главной мысли всего сказанного и подбор компромисса.

Примеры активного слушания

При регулярном использовании легко запомнить основные приемы активного слушания. Примерыдля тренинга заключаются в поощрительных и уточняющих вопросах, сочувствующем поддакивании и кивании головой.

Поощрение собеседника позволяет настроиться на беседу. Здесь могут быть использованы невербальные методы (улыбка, кивание, доброжелательный взгляд). В дополнение к ним - вербальные. Это слова «угу», «продолжайте, пожалуйста», «я вас внимательно слушаю», «как интересно».

Повторение лучше формулировать в Тогда собеседнику будет проще указать на ошибку и озвучить свой вариант фразы. Это вопросы «я вас правильно понимаю?», «вы это хотели сказать?», «другими словами…».

Отражение - это умение понять то, что сложно передать словами. Подтекст можно прочитать в мимике, модуляции голоса, повышенной или пониженной интонации. Это слова «вы встревожены», «вы чувствуете, что…», «вам кажется, что…».

Обобщение или разрешение проблемы во время беседы проскальзывает несколько раз. Опытный собеседник обязательно подведет итог, тем самым давая понять, что внимательно слушал рассказчика и понял его основную идею. Это слова «кажется, я понимаю, что вы хотели сказать…», «похоже, что самое главное здесь…», «если я правильно понимаю, вы испытывали…», «в общем вы решили, что…».

Вопросы для активного слушания

Во время беседы не стоит отвлекаться, а надо постараться вникнуть в суть речи собеседника. Выяснить, что он хочет сказать и для чего. Необходимо своевременно задавать уточняющие вопросы. Они помогут быстрее понять собеседника.

Открытые вопросы требуют развернутого ответа. Чем больше их будет, тем объемнее станет полученная информация. Это вопросы «как», «каким образом», «сколько», «почему», «зачем».

Закрытые вопросы требуют короткого однозначного ответа «да» или «нет». Не следует злоупотреблять ими - они создают атмосферу допроса. Их лучше использовать в конце беседы, чтоб выяснить состояние собеседника. Удалось ли договориться с ним, прийти к одному решению.

Альтернативные вопросы состоят из двух частей. Первая часть - открытый вопрос. Вторая часть - два и более варианта ответа. Собеседнику предоставляется возможность выбрать нужный вариант.

Ошибки в применении технологии

Приемы активного слушания в психологииспособствуют полноценному выстраиванию отношений в социуме. Поэтому следует избегать явных ошибок при общении.

  • Отвлечение от разговора, реакция на внешние раздражители, собственные мысли.
  • Придумывание ответов или аргументов способствует потере сути беседы.
  • Наставления, критика и морализация («я же говорил…») только подтолкнут собеседника прекратить разговор.
  • «Попугайские» фразы или копирование слов говорящего создают иллюзию понимания. Проницательный человек догадается, что его не слушают.
  • Нельзя перебивать, заканчивать фразу за собеседника. Лучше дать ему самостоятельно оформить мысль.
  • Сводить разговор к бессмысленной полемике.
  • Концентрировать внимание на себе, переводя все слова собеседника на свои ситуации («а у меня было так…»).

Активное слушание в общении с ребенком

В детском возрасте важно знать, что родители понимают переживания ребенка. Ему иногда бывает сложно выразить словами все то, что он чувствует. Внимательные родители должны помочь ребенку грамотно объяснить свое состояние, внятно рассказать о произошедшем событии.

Приемы активного слушания детей - это помощь в озвучивании чувств и эмоций. Родителям не только следует понимать ребенка, но и научиться сопереживать ему, поддерживать его. Это сблизит и укрепит отношения в семье. Научит ребенка не бояться негативных чувств, справляться с ними. Приведет к взаимному активному слушанию: родители - ребенка, ребенок - родителей.

Отцу и матери следует узнать виды слушания. Приемы активного слушания детейзаключаются в их демонстрации. Необходимо показать малышу, что его хотят выслушать и помочь.

  1. В беседе с ребенком следует находиться на одном с ним уровне, глаза в глаза. Отложить все дела, не разговаривать с ним из разных комнат. Показать важность диалога доброжелательным взглядом.
  2. Постараться объединить смысл слов ребенка с его чувствами. Это поможет разобраться в ситуации. Предпочесть утвердительную форму (не вопрос) в описании внутреннего состояния ребенка. «Ты расстроился, потому что…», «ты злишься, потому что…».
  3. Делать паузы, чтобы ребенок мог собраться с мыслями и продолжить диалог.
  4. Повторять своими словами основную мысль ребенка. Так ему станет ясно, что родители его услышали и поняли.
  5. Не оставлять ребенка один на один с его страхами, проблемами, переживаниями.

Бывает и так, что от собеседника следует как можно быстрее избавиться. Причины могут быть разные: от нежелания общаться с конкретным человеком до нежелания выслушивать длинные монологи. На основе приемов активного слушания можно создать альтернативную технологию. С ее помощью собеседник почувствует нежелание общаться с ним. Какие понятия не относятся к приемам активного слушания?

  • Молчание, отсутствие эмоциональной реакции на слова, игнорирование собеседника.
  • Постоянные ответы вопросом на вопрос.
  • Пренебрежительная поза, мимика.
  • Перебивание собеседника, переход на свои личные темы.
  • Во время беседы отвлекаться на телефонные звонки, заниматься другими делами.
  • Резко критиковать собеседника, сразу же указывая на его ошибки и просчеты.

Такую альтернативную методику не стоит использовать постоянно. Людям необходимо общение и сочувствие. Только в редких исключениях следует вспоминать о том, какие понятия не относятся к приемам активного слушания. Лучше всего вежливо объяснить, что визави выбрал неподходящее время для беседы. Постараться избежать назойливых собеседников, отдавая предпочтение позитивным людям.

Основные приемы активного слушанияспособствуют благожелательному С их помощью собеседник почувствует внимание к его словам, переживаниям. Знание приемов и умение пользоваться ими создаст у визави чувство собственной значимости, что поможет быстрее прийти к консенсусу.

  • Не следует перебивать, прерывать человека. Такой прием активного слушания позволит довести основную мысль до конца.
  • После вопроса обязательно дождаться ответа собеседника, не отвечать за него.
  • Поддерживать визуальный контакт, повернуться к говорящему лицом.
  • Установить обратную связь, задавать вопросы, кивать.
  • Не следует сразу опровергать услышанную информацию. Сначала вникнуть в суть беседы, разобраться в мотивах собеседника.
  • Не поддаваться на агрессию говорящего. Терпением и спокойствием постараться нивелировать ее.
  • Повторение - мать учения
  • Эмоции важнее слов
  • Диалог - основа взаимопонимания
  • Используйте язык тела
  • Будьте всегда на позитиве

Все дети разные: есть молчуны-тихони, а есть малыши-болтушки. Но, как ни удивительно, родители тех и других зачастую ведут себя одинаково: пропускают слова детей мимо ушей. Особенно обидно, что без внимания остаются действительно важные монологи, когда ребенок рассказывает о чем-то задевшем его, рассказывает громко, выразительно, эмоционально…

Да, возможно в этот момент вы устали, вам некогда, да, впечатлившие ребенка события кажутся маловажными. Но другого шанса услышать своего ребенка у вас может и не быть!

Почему трудно слушать детей

Дошкольники непосредственны и не в состоянии отложить общение до удобного момента. Если с супругом насущные проблемы вы можете обсудить, когда вам удобно, например, за ужином, с малышом этот номер не пройдет. Зачастую родители, застигнутые врасплох, просто не в состоянии выслушать его внимательно. Ребенка или просят замолчать, или реагируют на него как на фоновый шум, изредка вставляя реплики вроде «да что ты говоришь!»

Но в том и специфика дошкольного возраста, что спустя полчаса, когда вам будет удобно выслушать малыша, он уже ничего не расскажет, а ваши попытки настоять на диалоге только испортят всем настроение.

Позже, в подростковом возрасте, такое недоверие может стать критическим.

Активно слушать - это как?

Предположим, вы нашли время и силы, чтобы поговорить с ребенком. Но проблема качества разговора по-прежнему остается острой. Очень трудно (порой попросту невозможно) всерьез проникнуться историей про то, что машинка соседского мальчика завязла в песочнице, а кошка не захотела играть и убежала. Не стоит пытаться демонстрировать эмоции, которые вы не испытываете, наигранно ахать, охать и играть бровями - это выглядит неуместно даже с точки зрения трехлетнего ребенка. Как принять участие в разговоре, не изображая заинтересованность, но демонстрируя внимание и уважение к чувствам ребенка? Именно в этом поможет техника активного слушания.

Повторение - мать учения

Выстраивайте свои ответные реплики на основе фраз самого ребенка, «возвращайте» ему его слова. Так вы продемонстрируете, что слышите его, а заодно убедитесь, что правильно понимаете его рассказ. Если вы что-то поняли не так, ребенку будет проще вас поправить.

- Сегодня Маша делала куличики в песочнице и так сильно стукнула лопаткой, что она сломалась!

- Ты удивился, что лопатка сломалась?

- Я не хочу носить в школу эту рубашку!

- Тебе не нравится рубашка, потому что в ней неудобно, или кто-то из друзей расстроил тебя, сказав, что она тебе не идет?

Обратите внимание, в ответной реплике мамы всегда используются те же слова, что и в рассказе ребенка. Это универсальное правило, которое поможет не только в общении с ребенком, но где угодно: при серьезной беседе с супругом, начальством, подчиненными, бизнес-партнерами…

Второй прием, который использован в этих диалогах - обозначение мамой чувств ребенка.

Эмоции важнее слов

Постарайтесь определить, какие эмоции испытывает ребенок и помочь ему их осознать. Полезно констатировать то, что вы видите: «Ты расстроен, ты счастлив, ты удивился, ты обижен»… Если вы неправильно поняли ребенка - не страшно, он вас поправит.

Это покажет, что вы не просто внимательны к ребенку, вы действительно ему сопереживаете. Но главное, вы поможете ребенку справиться с негативными чувствами, обучив его превращать раздражение, злость, зависть в грусть.

Наконец, бывает, что ребенок не может или не хочет вдаваться в подробности произошедшего. Так нередко бывает во время детских ссор: ребенок сообщает, что он больше не играет с Леной или не дружит с Петей, и на этом все. Не вытягивайте из него историю силой, без конца задавая вопросы «что случилось?» и тому подобные. Уважайте его личные границы.

Лучше покажите, что вы понимаете чувства ребенка, обозначьте их и продемонстрируйте свое отношение.

- Я вижу, что ты расстроен, мне очень жаль.

- Ты огорчен, я понимаю, как тебе тяжело.

- Ты злишься, думаю, у тебя есть для этого серьезные причины.

Диалог - основа взаимопонимания

Не исключайте ребенка из беседы! Не раздавайте оценок, не подменяйте его чувства своими, бесконечные замечание тоже неуместны. Помните, ваша задача - активное, но все-таки слушание. Зачастую тревожная мама, услышав, что ребенок больше не дружит с Леной или Васей, тут же снабжает их (а так же их родственников) самыми нелестными характеристиками, сообщает, что она рада такому повороту событий, и даже разрабатывает на скорую руку план изощренной мести бывшему другу за нанесенную обиду. Ребенку и его чувствам здесь просто нет места!

Не торопите малыша, не перебивайте, не теребите. Дайте ему подумать и сформулировать свои мысли.

Используйте язык тела

Важно показать ребенку, что вы открыты для разговора. Иногда для построения эффективной коммуникации бывает достаточно просто правильной позы!

Располагайтесь на одном уровне с ребенком, чтобы ничто не затрудняло контакт глаза в глаза. Смотрите на ребенка - не в сторону, не на дверь, не на закипающее молоко! Расслабьтесь, постарайтесь не скрещивать руки и ноги, это невербально «закрывает» вас в общении.

Не помешает тактильный контакт. Малыша можно посадить на колени, подростка - приобнять за плечи или взять за руку.

Будьте всегда на позитиве

Не позволяйте ребенку излишне драматизировать ситуацию, уменьшайте накал страстей. Анализируйте его речь на уровне слов.

Слово «дурак» всегда можно непринужденно поправить на «глупый», «глупый» - на «не слишком сообразительный», «несообразительный» поправить на «замешкавшийся». Эти совершенно незначительные поправки даже малышу помогут успокоиться и переоценить произошедшее, окинув ситуацию свежим взглядом!

Не стоит думать, что если вы начнете эхом повторять последние фразы ребенка, то сотворите педагогическое чудо; более того, технику активного слушания практически невозможно освоить с первого раза. Но в итоге она принесет вам даже больше пользы, чем вашему ребенку. Он-то в конце концов найдет, кому выговориться. А вот у вас есть весьма ограниченное количество попыток услышать и понять своего ребенка. Используйте их с толком!