Рождество: подготовка и традиции праздника. Семейные традиции подготовки к рождеству Воскресная школа. Изготовление поделок к Рождеству

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Варвара Волкова, мама пятерых детей

Примерно за месяц до Рождества, когда выпадает первый снег:

– Пишем письма Деду Морозу – кто что хочет получить на Рождество – это уже сложившаяся традиция. Дети ждут этого события. Когда пишем, садимся все вместе, зажигаем свечи. В этом году мы на улицу выставили корзинку с письмами. На утро, понятное дело, они исчезли.

Потом, соответственно, у Деда Мороза начинается работа – поиск по магазинам того, что попросили. Обычно стараемся всё заготовить заранее.

Вывешиваем Рождественский календарь. Каждый год – он разный. В прошлом году он выглядел как большая картина, на которой висело много маленьких пакетиков – на каждый день по пакетику – от 19 декабря до 7 января. В каждом пакетике – рассказ о Рождестве и 4 конфеты. Дети с нетерпением ждали каждый следующий день, чтобы открыть пакетик, а вечером мы читали новый рассказ.

В этом году мы развесили большие «носки Деда Мороза», то же с числами, на каждый день – по одному носку. В них – не только рассказы, но и задания. Например, одно из них – сделать семейную Рождественскую почту, для чего подготовим специальную коробку. Еще задания в некоторые из дней – с помощью ребусов искать книги про Рождество.

– Еще я написала в этом году несколько рассказов о нашей семье, в которые свои добавления будут вносить и дети – это тоже одно из заданий.

– Одно из заданий – «спасти» замёрзшего динозавра, который спрятан в морозилке, в замороженном шарике воды.

– Или что-то смастерить, сделать своими руками.

– Включено в задания и разучивание колядок, стихов.

До Нового года

Дети разучивают стихи. В этот раз со старшими готовим спектакль – «Щелкунчик».

Начинаем украшать дом. Мы ёлку покупаем до Нового года, но не наряжаем: Новый год обязательно встречаем у дедушки, а вот когда возвращаемся, принимаемся за подготовку к Рождеству.

Украшения – не только магазинные, это и специально высушенные и раскрашенные апельсины (апельсины режутся круглыми дольками, высушиваются за ночь на батарее, а потом раскрашиваются цветным лаком для ногтей с блестками). А еще мы обязательно печём печенья и потом их развешиваем на ёлку, делаем бумажные украшения –гирлянды и фонарики.

– Тогда же, когда печём печенья, печём и пряничный домик, тесто-то одно и то же.

Дня за четыре до Рождества

Стараемся вместе с детьми ездить в храм – помогать убирать его, украшать. К пятому ребенка я поняла одну простую вещь. Слоган такой в голове звучит: «Ты ничего не успеешь». И на этом надо успокоиться. Не успеешь того, что успел бы, будь у тебя один ребенок, не успеешь того, что успел бы, живя ты в центре нашей столицы и т п. Поэтому надо сосредоточиться на чем-то одном главном. Я выбрала календарь, написание писем и настоящих открыток всем крестным, бабушкам-дедушкам и друзьям, которые они получат по почте, украшение дома своими руками. Еще мне кажется, что ребенок больше запомнит домашний спектакль, разучивание стихов, чем бесконечное беганье по ярмаркам и елкам.

В Сочельник наш папа, отправляется за продуктами, покупает мясо. Потом мы стараемся дать ему поспать – у него впереди три службы (папа – диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси). Правда, не всегда это удается.

– Это сугубо моя личная традиция: украшать по-особенному ночью, когда дети спят, их комнаты. С маленькими детьми на ночную службу ходить не получается, но зато они просыпаются в настоящую сказку – их комнаты ощутимо меняются. Дети очень ждут этого, чтобы открыть утром глаза и вокруг – уже точно Рождество, совсем не то, что было вчера: на окнах гирлянды, повсюду фонарики и свисают блестящие «дождики».

Утром идём на Литургию.

Огоньки и гирлянды на ёлке зажигаем только 7 января . Когда появляются подарки, зажигается и ёлка. Чтобы у детей была ассоциация – ёлка зажигается именно в Рождество.

Теперь, поскольку мы переехали в свой дом, в этот день у нас собирается вся семья, – бабушки, дедушки.

Дети идут на ёлку (до Рождества – елки в школе, у дедушки на работе). Я думаю, что ребёнку важны же не наши родительские «галочки» – сходили на столько-то ёлок, ему важно накопить впечатления. Многие, например, став взрослыми, говорят: «Помню, как в детстве ходил в храм, там было полутемно, красиво, пели так-то» А не: «Я посетил всенощное бдение, где особенно трогательными мне показались стихиры на литии». Дети живут образами, впечатлениями, атмосферой. Поэтому, как мне кажется, если мы будем стараться сделать так, чтобы яркие, праздничные впечатления ассоциировались с Рождеством Христовым, то именно они запомнятся на всю жизнь.

Детская елка у нас дома. Дети будут показывать спектакль, который репетировали до того, петь колядки, читать стихи. Зовем всех родственников и друзей, с которыми вместе ставим спектакль.

Рецепт Пряничного домика от Варвары Волковой:

мука - 1 стакан (до получения нужной консистенции теста)
сода - 1/2 ч. ложки
сахар - 200 г
мёд (жидкий) - 250 г
масло сливочное растопленное и остывшее - 200 г
яйца куриные - 3 шт.
водка или коньяк - 50 мл (не обязательно)
корица (молотая) - 1/4 ч. ложки
имбирь (молотый) - 1/4 ч. ложки
гвоздика (молотая) - 1/4 ч. ложки
кардамон - 1/4 ч. ложки
перец душистый (молотый) - 1/4 ч. Ложки

Специи смешаем в ступке и тщательно разотрем их в мельчайший порошок (в тонкую пыль).

Муку обязательно просеим сквозь сито (!) и затем смешаем с содой.

Остальные ингредиенты теста, включая растертые пряности и водку (или коньяк, ром), соединим в отдельной миске.

Старательно перемешаем венчиком или ложкой, но взбивать не нужно

Добавим муку с содой к остальным ингредиентам и тщательно вымесим тесто руками около 12-15 минут.
Тесто должно получиться упругим и эластичным.

Хорошо промятое тесто скатаем в шар, завернем в пищевую пленку и поместим минимум на 3 часа в холодильник (лучше на ночь).

Примечание. Настоящее пряничное тесто не допускает никаких отсрочек после замеса - вымесили в течение до 20 минут, быстро разделали изделия и без промедления ставим на выпечку. Иначе пряничное тесто “затянется”, и изделия значительно утратят качество.

Перед разделкой деталей домика вынем тесто из холодильника и оставим его при комнатной температуре минимум на 1 час, чтобы дать согреться.

Подстраиваемся под расписание детей

Наталья Ялтанская, мама девятерых детей

У нас всегда очень напряжённый конец года и мы все планы строим, исходя из планов детей. У детей две школы – светская общеобразовательная и православная у младших.

В православной – готовятся к Рождеству, в светской – заканчивается полугодие, контрольные, концерты.

Есть также хор, расписание занятий на конец декабря и начало января – почти каждый день. Плюс концерты, плюс дети поют на службах. После Рождества – на ёлке и 12 января всё заканчивается участием в службе в Успенском соборе Кремля.

Мы должны привезти детей, отвезти.

У меня после 11 января – сессия: я учусь на Курсах повышения квалификации учителей. Так что мне нужно тоже готовиться к экзаменам.

Так что мы берём расписание на один день каждого (у одного ребёнка репетиция, у другого – концерт, у остальных еще что-то), и пытаемся спланировать именно этот день.

Что точно запланировано заранее – это покупка ёлки 31 декабр я, просто потому, что после Нового года её уже не купишь. В позапрошлом году – ездили в лесничество, в прошлом – позвонила подруга и сказала, что в Москве многодетным ёлки на ёлочном базаре раздают бесплатно.

Еще, что мы обязательно должные сделать – сходить на Святках в театр. В этом году дети пойдут в Большой театр (билеты мы купили заранее – за три месяца).

С 1 по 6 января , по возможности, стараемся наводить порядок. Как кто когда можем: у студентов сессия, их особо тоже не задействуешь.

Так что хорошо, если бы все можно было бы заранее спланировать, но не получается. Так что, что успеем и – слава Богу!

Одежда для выступлений у детей всегда в боевой готовности – мы знаем, что в любой момент могут позвать выступать, так что здесь снова – никакой специальной подготовки.

Праздничный стол готовим в Сочельник, между службами. Это не сложно – нас много, и накануне распределяем, кто что будет делать. Обычно всегда есть добровольцы – кто-то берется за салат, кто что-то еще. Обычно на все это уходит час – два.

У нас чудесным образом возник воцерковлённый Дед Мороз из Новоерусалимского монастыря, и сказал: «Все дети (от 26 – до 4 лет) пишите письма с пожеланиями». Написали, теперь ждем, что будет.

На каждый праздник дети готовят концерт, но когда они это делают – я не знаю: это их личная инициатива.

Не забыть термос и бутерброды

Юлия Баграмова, мама троих детей

  1. Живую ёлку покупаем накануне Нового года и наряжаем на улице около дома. Зато она потом стоит долго-долго, не осыпаясь. Это действо по украшению обычно происходит, когда папа дома, а я на работе: чтобы дети не скучали без меня. Дома ставим искусственную, на неё вешаем пластмассовые игрушки, чтобы, если уронят, не было никаких порезов и так далее (а что роняли – было неоднократно).

На окна наклеиваем наклейки.

  1. Подарки я обычно стараюсь готовить за месяц до Нового года – мелкие и мало на Новый год, значительные и больше – на Рождество.
  2. Я вообще стараюсь делать всё очень заранее, поскольку иначе просто ничего не успею. Так, адвент-календарь начала готовить еще летом. Придумывала задания, идеи. В этом году он состоит из двух недель – неделя до Нового года и неделя после, до Рождества. В прошлом году детям идея такого календаря очень понравилось, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что сегодня – загадка, кроссворд, задание смастерить что-то, для маленького – просто конфетка и возможность наблюдать за процессом… Внешне календарь у нас в этот раз суровый – дощечка и на ней 14 шурупов, по которым будет «передвигаться» мешочек с сюрпризами.
  3. Чтобы подготовиться к Рождеству, стараемся читать с детьми какую-нибудь рождественскую книгу – в день по главе. Начинаем где-то за неделю до Праздника.
  4. Закупку еды и готовку я тоже стараюсь растягивать во времени и не оставлять до последнего. То есть числа 4-5 января все покупаю, 6 – только мариную (поскольку скорее всего – главное блюда – курица), а 7, когда все вернемся домой, просто ставлю её в духовку.
  5. 6 января я планирую сделать вместе с детьми печенье .
  6. Накануне Рождества мы достаём вертепы . Одному, самодельному, – уже года три. Я рисовала, папа наш выпиливал из фанеры. Мы делали его летом, и дети тоже принимали в этом участие. Он устанавливается рядом с ёлкой. Другой – покупной, но он не очень надежный, детали то и дело приходят в негодность, и нужно что-то подклеивать.


  1. 7 января стараемся поехать на детскую литургию. Поскольку живем в Подмосковье, нужно ехать в Москву.

Мы пробовали брать детей на ночную службы, но мне кажется, они еще маленькие и особой пользы для них в этом нет. В лучшем случае – они просто засыпают. Ближе к Причастию мы их тормошим, они не понимают, где они, чего от них хотят… Хотя сначала ждут, им интересно, что нужно ехать. Но в итоге устают, у них нет ощущения праздника.

Дети привыкают к одному храму, а детские литургии в нем не служатся. Поэтому я заранее объясняю, что мы поедем в другой храм, где тоже будет причастие, а потом мы вернемся домой, поедим и подарим им подарки.

  1. 7 утром все ещё спят, я встаю, готовлю еду с собой, поскольку – Праздник – делаю бутерброды с колбасой или с котлеткой. В термос наливаю чай, готовлю наши «походные» чашки.

После чего по одному бужу детей. Старшие одеваются сами. Я – младшего. Папа идёт с ними в машину, я закрываю двери.

В целом нам нужно часа два, чтобы собраться и доехать.

После службы мы, если есть возможность, идем в кафе, а потом – в зоопарк. В зоопарке зимой – здорово, хотя погода чаще, как полагается – зимняя, ветреная. Животных – больше, чем людей и можно их рассмотреть.

В ночь перед Рождеством силы добра и зла встречаются на земле и не покидают ее до тех пор, пока не наступит праздник Крещения...

Православное Рождество, как и католическое, празднуется в память о рождении Иисуса Христа, который подарил всем нам святую веру в бессмертие человеческой души.

Готовимся к Рождеству Христову

Наши предки начинали подготовку к Рождеству еще на рассвете 6 января. Собственно говоря, готовились к сочельнику, или, как его называют в Украине, – Святому вечеру. Верили, что если подготовка пройдет по всем правилам, то Божья помощь всегда будет в семье. Так почему бы и нам с вами не взяться за дело?

Проснуться придется задолго до того, как наступит утро. Ведь чтобы приготовить кутью – главное блюдо к праздничному столу – следовало встать в 2 часа ночи. Зерна пшеницы, замоченные еще с вечера, нужно было засыпать в абсолютно новый глиняный горшочек и залить водой. Все эти действия сопровождались молитвами, а думать полагалось только о хорошем и светлом. Считалось, что от того, с какими мыслями хозяева готовят кутью, зависит и сила Божьей помощи, на которую может рассчитывать семья.

Продукты, из которых готовилось блюдо, имеют важное значение:

зерно символизирует жизнь;

мед – здоровье, благополучие;

мак – достаток в семье;

орехи – символ мудрости.

Готовили кутью в печи, причем дрова складывали особым образом и поджигали их от «живого» огня, который добывали трением дерева о дерево. Конечно, сегодня процесс приготовления Божьей еды (именно так называли кутью) стал намного проще, но не стоит забывать, что самое главное – мысли человека во время этого приготовления ритуального блюда. Думайте о хорошем!

К Святвечеру пекли и кныши – маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков (по преданию, души умерших предков незримо присутствуют за семейной трапезой).

Стол, за которым соберется вся семья, тоже надо подготовить к праздничной трапезе. Как? Прежде всего необходимо положить на столешницу тонким слоем сено, поверх него – чистую белую скатерть (считалось, что она предназначена для добрых душ). Затем в четырех углах стола нужно разместить по головке чеснока (защита от нечистой силы) и, наконец, покрыть стол второй скатертью (эта скатерть – для людей).

Дидух – дух предков

Теперь самое время установить на столе обязательный магический атрибут праздника – соломенный оберег, сноп-Дидух, или Дидух-Рай. С одной стороны, это дар силам природы, с другой – символ рода, воплощение славянского бога Коляды (бога торжеств и мира), а еще – тайное место, в котором находят временное пристанище духи дедов-прадедов, покровителей дома. Чтобы при изготовлении оберега солома не ломалась, ее смачивали святой водой.

После Дидуха можно было и угощение расставлять: кутья в нарядной керамической мисочке, кныши на ломтях хлеба и 12 (по числу апостолов – учеников Христа) постных блюд, среди которых постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, гречневая каша, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пирожки. Непременно подается и узвар – напиток из сушеных фруктов и ягод. Он символизирует связь с предками – в идеале плоды и ягоды должны быть из родительского сада.

А когда праздничный ужин заканчивался, вся молодежь выходила на улицу – с этого вечера начинали колядовать (правда, в Святвечер нужно вернуться домой до полуночи, иначе нечистая сила может унести с собой). Пришла веселая святочная пора, а вместе с ней – шумные игры, гуляния и девичьи гадания.

Делаем оберег

Чтобы сплести Дидух, понадобятся сухие колоски пшеницы (можно купить в магазинах декора). Сложите и перевяжите ниткой 3 снопика по 7 колосков в каждом. Соедините все снопики, оплетите соломенной косичкой из оставшихся колосков. Низ Дидуха разделите на 3 части, каждую перевяжите в 2 местах и подрежьте так, чтобы фигурка обрела устройчивость.

Рождественские приметы и поверья

– В Рождество ни в коем случае нельзя шить и заниматься хозяйственными делами.

– Добрая примета – если на Святую вечерю придут одинокие, бедные и неприкаянные люди. Их следует усадить за стол и щедро угостить.

– На Рождество нельзя злиться, ссориться, ругать детей и говорить что-то нехорошее – если блуждающие под окнами злые силы это услышат, тогда все плохое, что вами озвучено, сбудется.

– Встречать Рождество в старой одежде – к бедности, поэтому нужно нарядиться в обновки.

– На Рождество принято зажигать свечи – они привлекут в дом тепло и богатство. Гасить свечи не нужно, пусть они сами догорят. Одну свечу зажгите в память об усопших родственниках.

– В Святвечер старались не брать в долг, чтобы потом не нуждаться целый год.

– Читают заговор на милость судьбы:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как сын Божий ко всем милостив и терпелив,

Как Он всех на земле прощает,

Всех любит, жалеет, благословляет,

Так бы и судьба ко мне была

Милостива и благосклонна.

Ключ, замок, язык. Аминь» .

Богатая кутья

Маковая

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Мак – 100 г

– Изюм – 50 г

– Грецкие орехи – 100 г

– Мед – 50 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

В ночь перед Святым вечером промойте зерна пшеницы и замочите в холодной воде. Утром залейте пшеницу 4 стаканами воды и варите 3-4 часа, время от времени подливая воду. Мак залейте кипятком, дайте постоять около часа. Слейте воду, добавьте сахар и разотрите в ступке пестиком до появления макового молочка. Изюм запарьте кипятком, через 20 минут слейте воду. Орехи прокалите на сковороде и измельчите (не слишком мелко) скалкой. Мед разведите теплой кипяченой водой. Перед подачей на стол смешайте сваренную пшеницу, растертый мак, орехи, мед. Разбавьте узваром – кутья не должна быть слишком крутой.

С Халвой

Ингредиенты:

– Пшеница – 2 стакана

– Мак – 250 г

– Мед – 100 г

– Орехи – 150 г

– Халва – 50-100 г

– Сахар – 1 ст. ложка

Приготовление:

Пшеницу хорошо промойте в холодной воде и варите до размягчения (примерно 3 часа). Мак промойте под горячей водой. Воду аккуратно слейте, мак перетрите с сахаром до молокообразного состояния. Охлажденную пшеницу перемешайте с маком, добавьте мед, порезанные ножом орехи и халву.

Традиционная

Ингредиенты:

– Пшеница – 1 стакан

– Грецкие орехи – 0,5 стакана

– Мед – 2-3 ст. ложки

– Изюм – 0,5 стакана

– Узвар (напиток из сухофруктов, рецепт приготовления см. ниже) – 1 или 2 стакана (по желанию)

Приготовление:

Промойте пшеницу под проточной водой и замочите на ночь. Утром отварите зерно до готовности. Отдельно измельчите орехи (в блендере, ножом или с помощью скалки). Перед самым ужином в охлажденный узвар (берется только жидкость, без сухофруктов) добавьте пшеницу, изюм, орехи, мед.

Узвар – напиток из сухофруктов

Медовый

Ингредиенты:

– Мед – 100-150 г

– Сухофрукты – по 100 г яблок, груш, вишен, чернослива, изюма и кураги

П риготовление:

В эмалированную кастрюлю поместите перебранные и промытые сухофрукты, залейте 2-2,5 литрами воды, добавьте мед и поставьте на огонь. Чтобы в напитке сохранились все полезные свойства ягод и фруктов, узвар нужно не варить, а «взваривать» – то есть доводить до кипения. Если не хватает сладости – можно всыпать сахар по вкусу. Затем позвольте узвару настояться в течение 5-6 часов в прохладном месте.

Лимонный

Ингредиенты:

– Сушеные яблоки – 100 г

– Сушеные груши – 100 г

– Чернослив – 50 г

– Лимон – 1/2 шт.

– Мед – 2-3 ст. ложки

Приготовление:

В кастрюлю налейте 3 л воды, поставьте на огонь и доведите до кипения. Когда вода закипит, добавьте в нее сухофрукты и порезанную на дольки половинку лимона. Как только жидкость закипит во второй раз, снимите кастрюлю с огня и накройте крышкой. Примерно через полчаса, когда узвар немного остынет, добавьте мед, перемешайте. Поставьте в холодное место на 5-6 часов.

Церковное новолетие - 14 сентября по новому (1 сентября по старому) стилю. С этого дня начинается новый богослужебный круг. Со дня церковного новолетия до Рождества Христова молитвенно воспоминаются многие праведники Ветхого Завета, жившие до Рождения Христа.

Предпоследнее воскресенье перед Рождеством - Святых Праотец - посвящено воспоминанию всех праведников дохристианской эпохи, живших верой в грядущего Спасителя. Воскресенье Святых Отец - последнее воскресенье перед великим праздником - посвящено воспоминанию всех предков Иисуса Христа, которые жизнью своей, плотью своей послужили тому, чтобы родился Спаситель.

Первый великий праздник богослужебного круга - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября по новому стилю). Это событие стоит на стыке Ветхого Завета и Нового. Праведники ветхозаветного времени, Иоаким и Анна своей благочестивой жизнью и подвигом любви к Богу и людям послужили тому, что Бог доверил им стать родителями Пресвятой Девы Марии, которая соединила Небо и землю. Она станет той "Лестницей", по которой Бог придет в наш мир.

Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) - новый этап осуществления плана Божиего о нашем спасении.

Благочестивые родители Девы Марии, прожившие в дружном супружестве пятьдесят лет, дали Богу обет: если у них родится ребенок - посвятить его Богу. Они хотели принести в дар Творцу самое дорогое, что может быть в жизни - человеческую душу. Уже во чреве матери Дева Мария согревалась материнской молитвой и любовью. Три года, проведенные Ею в родительском доме, научили Ее доверительной любви к Богу. То, что Она на четвертом году от рождения с радостью идет жить в Иерусалимский храм, свидетельствует о зрелости, пусть и на детском уровне, Ее личных отношений с Господом. Ведь маленький ребенок может пойти жить только к тому, с кем связан узами любви.

Эти два Богородичных праздника духовно подготавливают верующих людей к встрече Рождества Христова: рождается Та, в Которой Сын Божий примет нашу человеческую природу, а Введение Ее во храм указывает, как необходимо человеку искание Бога и стремление к Нему. Ведь именно духовная жизнь юной Девы Марии в храме достигала Небесных вершин, когда Она, стараясь во всем исполнять волю Творца, входила в таинственные глубины богообщения в обетовании храма Истинного Бога. Именно в молитвенной обстановке храма произошло духовное созревание и возрастание Пресвятой Девы до той степени, что Бог доверил Ей стать Матерью Божиего Сына.

Дева Мария стала Храмом Божества. В Ней жил Бог. Святая Церковь ведет своих духовных чад - православных христиан - к тому, чтобы в сердце каждого верующего родился Христос, чтобы человеческая душа стала домом, обителью Бога. Как весь мир в течение тысячелетий был подготовляем к тому величайшему событию, когда Бог родится на земле, станет Человеком и войдет в человеческую историю, так и человек должен подготовиться и созреть для того, чтобы самому стать духовным участником этого события через участие в церковном богослужении. Чем лучше и серьезнее православный христианин готовится к Рождеству, тем больше духовной радости и благодати он сможет принять в свое сердце.

Такому пути к Рождеству и содействует Рождественский пост. Это время духовной подготовки к великому празднику, такой подготовки, когда от встречи с Богомладенцем радостно запоет наша душа и обновится вся наша жизнь. Ожидая дорогого гостя, мы свою комнату выметаем и прибираем. Так же, ожидая Иисуса Христа в нашем сердце, мы должны очистить свою душу покаянием и делами любви и милосердия: и с близкими примириться, и нуждающимся помочь, и словом Божиим и святым Причащением напитать душу. Это нужно для того, чтобы Иисус Христос увидел, что мы ждем Его, и дверь нашего сердца для Него открыта. Тогда радость встречи со Спасителем будет взаимной.

С праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в церквях начинают петься рождественские ирмосы: "Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися".

По-русски это песнопение можно перевести так: "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу, вся земля; и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился".

Девятый рождественский ирмос по-русски звучит так: "Вижу необычайное и чудное Таинство: пещеру - небом; Деву - престолом херувимским; ясли - вместилищем, где возлежит невместимый Христос Бог; Его мы, воспевая, величаем".

Эти песнопения настраивают православного христианина на духовный труд, ведущий к личной встрече с Богочеловеком Иисусом Христом. Ведь яслями, кормушкой для скота, в которые положили рожденного Богомладенца, должна стать наша душа, в которую хочет войти Христос.

В праздник святителя Николая Чудотворца (19 декабря по новому стилю) в православных храмах начинает петься стихира предпразднства Рождества - песнопение, призывающее готовиться к празднику.

Рождественский пост менее строгий, чем Великий или Успенский. Во время него не благословляется мясо-молочная пища, а по средам и пятницам - и рыбная. Более строгим Рождественский пост становится в последние дни - со 2 января. Разумеется, пост должен заключаться не только в пище. Христиане в дни поста уклоняются от развлечений и жизненных удовольствий, усиленно стараются делать добрые дела, в том числе побеждать гнев и разделения, прощать обиды. И конечно - больше молиться и читать Евангелие, чаще ходить в храм, чаще исповедоваться и причащаться.

В канун праздника Рождества Христова - особо строгий пост и очень трогательное богослужение, когда мы вплотную приближаемся к событию всемирного значения - Пришествию Бога на землю.

В Рождественский сочельник по возможности не едят до сумерек. Разумеется, нужно учитывать духовные и телесные силы каждого человека.

И, конечно, самая главная подготовка к Рождеству - примирение с людьми, покаяние и Причащение Тела и Крови Христовых.

Пост, церковные праздники и богослужение ведут нас к встрече с Богом, с Которым мы исправляем нашу земную жизнь и вступаем в Вечную.

Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев расскажет о праздновании Рождества Христова

Братья и сестры, я вас приветствую. У нас есть два календаря - Юлианский и Грегорианский. Согласно Грегорианскому календарю - 25-го декабря, по-нашему на Спиридона Тримифунтского, празднует большая часть христианского мира Рождество по плоти Господа Иисуса Христа.

У Христа два Рождества. Сын Божий рождается вне времени от отца, без матери, и на земле рождается однажды во времени, от матери без отца. И празднуем мы, собственно, Рождество Сына Божиего в плоти от матери Марии Девы от Духа Святаго и без семени мужа. Можно поздравлять сегодня всех тех, кто празднует Рождество по этому календарю. В православном мире это немало-немного румыны, болгары, греки и много еще кого. В Америке, Канаде православные христиане празднуют именно в эти дни Рождество Христово. В Палестине, Иерусалимская церковь, грузины, сербы, русские - праздную по-другому, по Юлианскому календарю. А часть православного мира празднует так. Поэтому это не только католическое Рождество, а также и для православных, живущих по Грегорианскому церковному календарю, в отличие от Пасхи.

Пасха у нас у всех православных совершается одинаково, Пасхалия у нас единая. И весь православный мир празднует Пасху в один и тот же день. Это очень важно. Мне кажется, очень важно понимать, что празднуем. Что празднуем, братья? Празднуем воплощение Божие. Это то, чем отличается христианство от иудаизма и мусульманства. Потому они монобожники. И те, и те поклоняются, как умеют, как могут, как научили Творцу неба и земли. Но только христианство утверждает, что Бог стал человеком.

Говоря словами Иоанна Богослова: «Слово - плоть бысть, и видехо славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины». Слово стало плотью. Слово инкарнировалось, воплотилось, стало человеком, одушевилось. То есть, Слово Божие, которое всегда у Бога, которое есть Бог, из Пролога Евангелия от Иоанна мы научены, что оно стало плотью от Марии Девы и вочеловечилось. О чем мы поем в Символе Веры: Веруем в Христа Сына Божия, рожденнаго, несотвореннаго, единосущного Отцу. Через которого все стало. Все было. Имже вся быша.

Вот мы именно должны в эти наши безбожные времена утверждать празднование на догматической основе. Что у церкви нет недогматических праздников. Введение во храм, Успение, Преображение, Рождество, Пасха, Богоявление - это всё догматические праздники, у них есть догматический фундамент. Праздновать праздник с плюшками и коврижками, не зная догматики праздника - это какое-то сомнительное занятие, которое потом прорвется, как плотина, как бы, значит, с треснувшей стенкой под напором воды. От потока разных новых учений, или от фактического безбожия.

Я сегодня смело призываю себя, дурака, и вас всех, умных и разумных, к тому, чтобы мы понимали догматическую основу праздников. В Рождество мы празднуем уникальную вещь - Бог стал человеком. «Несомненно, - пишет Павел к Тимофею, -- великого благочестия тайна - Бог воплотился, Бог стал человеком. Оправдал себя в духе, показал себя ангелом. Проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Мы проповедуем, что Бог стал человеком, Божество и человечество, в лице Иисуса Христа, соединились. Соединились, по словам четвертого Собора Вселенского, соединились неразрывно и не слитно. То есть, не сливаясь, не разъединяясь. И мы празднуем, в лице Христа, этого «бамбина джезу». За моей спиной эти шопки, по-польски говоря, или вертепы по-русски говоря. Это там, где малыш Иисус, над ним Мария, сделаны фигурки из глины или из дерева. Иосиф, три царя, которых в Средневековье стали изображать неграми, желтыми и белыми. Как бы представители трех рас, приходящих к Иисусу поклониться. … Три мага с Востока, персидские волхвы. Они там не были. Но начали так изображать для того, чтобы показать приход к Иисусовым яслям всех народов.

Можно спрашивать у прихожан своих: что празднуете, люди? Что, вообще, празднуется? Рождение ребенка? Они рождаются каждый день в большом количестве. Мы же не ходим в роддома с пальмовыми ветвями, махать над каждым малышом. А кто родился? Что такого особенного? Родился искупитель наших грехов. А кто сказал? Звезда с неба сказала. Вот она, стала над домом … И люди пришли с Востока, принесли ему дары, золото … смирну, показав, что Он есть и Господь, и жертва, и царь. Он - маленький Иисус, родившийся от Девы Марии, не знавшей мужа. Чье чрево семени мужского не знало, которая Девой сохранилась. Родила его без боли, и повила, и поклонилась Ему.

Празднуем Бога, ставшего человеком. Если мы это забудем - нет смысла в Рождестве. Нет смысла в Пасхе, если все свелось к куличам и яйцам. Нет смысла в Рождестве, если мы не знаем, что празднуем до сих пор. Христиане - это не просто монотеисты, не просто верующие, что Бог один. Ты веришь, что Бог один и хорошо делаешь, неосновательный человек. Бесы тоже веруют, но трепещут. Мы веруем в Бога, ставшего человеком. В своем Сыне единородном, в Слове своем Он воплотился, Слово стало плотью. Это Слово и есть бамбина джезу, этот маленький Иисус, этот ребенок Иисус, имя которого было открыто заранее Иосифу и Марии. Которому поклоняемся, который вырастет, в восемь дней будет обрезан, в 14 лет воцерковится, станет, так сказать, посвященным в тайны. И войдет в храм Божий, будет беседовать со старцами. А потом в 30 лет будет крещен от Иоанна на Иордани. И будет одет силой Духа Святого и пойдет в пустынь на 40 дней. Потом вернется - будет проповедовать три года. А потом будет отвержен и распят. И ляжет в гроб и воскреснет. Вот мы празднуем начало всего этого.

В эти праздники нужно сращивать наши застолья, наши все штуки зимние и веселые с кровавой историей жизни Христа Спасителя и с его торжественным славным Воскресением. То есть, наши праздники догматичны. У нас нет недогматичных праздников. Праздник дает человеку веселье и отдых. Дает ему ослабление и ослабу некую в житейских трудах. И дает ему догматическую нагрузку. Он дает ему некий якорь в душе, чтобы нас не унесло. Чтобы якорь брошенный держал тебя на месте. Держитесь на месте. Изучайте учения Церкви. Читайте Евангелие. Ходите в храм. Без храма христианство - это … перышки одуванчика, который дунуло - и нет его. В храм ходите. Кайтесь перед Богом в грехах своих. Радуйтесь перед Господом. О грехах своих плачьте. Нужно уметь делать и то, и другое. О Господе радоваться, о грехах своих толковать и плакать. Каяться нужно уметь.

Так что поздравляем с Рождеством всех тех, кто празднует Рождество по Грегорианскому календарю. У нас пока что Спиридон. Его молитвами спасаемся. А потом будет и наш праздник через две недели. И мы - вторая часть христианского мира будем праздновать Рождество Христово. То есть, воплощение Бога Слово. Пока что с праздником тех, кто уже к празднику приблизился. Ну, а наш праздник еще впереди. До свидания.