Семинары практикумы по моделированию экологических знаний детей. Семинар-практикум «Путешествие в экологию. Игра «Сидячий круг среды обитания»

Зоя Питанина
Методический семинар «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников»

Экологическое воспитание дошкольников

непрерывный процесс воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию

окружающей среды, в соблюдении определенных

моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель:

воспитание современного, экологически грамотного, социально – активного дошкольника,ответственного за состояние окружающей среды.

Задачи:

Совершенствовать предметно развивающую среду экспериментально – исследовательского направления;

Обогащать речь детей через систематическое последовательное знакомство с окружающим миром;

Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.

У детей дошкольного возраста очень развит

познавательный интерес, в частности к природе.

Именно в этом возрасте они воспринимают мир

в целом что способствует формированию

экологического мировоззрения. Очень важно

поддерживать этот познавательный интерес.

мире в частности, о природе.

этого целого с другой.

Принципы экологического воспитания

Научность

Формирование мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения

Доступность

Крайне важным является принцип доступности материала

для ребенка определенного возраста

Гуманистичность

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка,умения сочувствовать,удивляться, сопереживать,заботится о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира

Прогностичность

Формирование элементарных представлений существующих в природе взаимосвязях и в основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающему среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Деятельностность

Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того чтобы сохранить окружающую его среду.

Целостноть

Отражает целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единства с миром природы

Конструктивизм

Педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Важно привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения

Регионализм

Формирование экологических представлений ребенка происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, парком, сквером

Системность

Формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. «Каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего»

Интеграция

Необходимость экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Взаимодействие ДОУ и семьи

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и их семьями.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Публикации по теме:

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Методический семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Всё хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Мой подход в работе с детьми по экологическому воспитанию Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Работу с детьми по данной теме я начала с младшего возраста. Знакомила с правилами поведения детей в природе (не рвать без надобности растения,.

План по экологическому воспитанию дошкольников План по экологическому воспитанию в МБДОО Создание материально-технической базы. Мероприятия МБДОО Срок Ответственный 1. Оформление территории.

Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию» 1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 городского округа Самара

Экологический семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Экологический мост»

Подготовила и провела:

воспитатель

Андреева Татьяна Васильевна

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи:

Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

Развивать познавательный интерес у педагогов;

Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

Экологический тренинг для педагогов.

Представление названия команды.

Разминка.

Блиц – конкурс

Решение педагогических ситуаций

Кроссворд “С днем рождения, земля!”

Творческий конкурс.

Музыкальный конкурс.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Предлагаю сначала познакомиться, чтобы лучше узнать друг друга (мяч по кругу с представлением).

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать название команде и представить ее.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Комарова Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 22 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт: город Печора Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар "Экологическое образование и формирование начал экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов, приемов ТРИЗ"
Дата публикации: 13.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 общеразвивающего вида» г. Печора Семинар «Экологическое образование и формирование начал экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов, приемов ТРИЗ» Старший воспитатель Комарова Т.Н.
Семинар «Экологическое образование и формирование начал экологической культуры у дошкольников через реализацию экологических проектов, приемов ТРИЗ» Все хорошее в людях из детства Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб Земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. В связи с выходом ФГОС ДО в детском саду экологическое воспитание реализуется через непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность. Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я.А.Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве.» В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования, в том числе дошкольников. Именно в этот период начинается формирование экологической культуры человека. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне
живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Неслучайно термины «экологическое воспитание», «экологическое образование» стали обычными в нашем лексиконе. Но существует некое противоречие. С одной стороны, общепризнано, что в ДОО реализуется экологическое образование – проводятся многочисленные экологические мероприятия (игры, проекты, праздники). С другой стороны, в главном нормативном документе – ФГОС – экологическое образование не представлено, отсутствуют термины «экология» или «экологическое образование». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и п р е д у с м а т р и в а е т р е ш е н и е т а к и х з а д а ч к а к: - формирование первичных представлений о живой и неживой природе; - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Но в ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия …мира природы» Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем- то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы э к о л о г и ч е с к о г о о б у ч е н и я. Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Слово «экология» в переводе с греческого означает «дом», непосредственное окружение человека. Впервые термин «экология» ввел Эрнст Геккель в 1864 году. Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. Позднее это понятие стало расширяться, в него был включен и человек. На современном этапе экологию можно определить как науку, рассматривающую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, и их сообщества с окружающей средой. При этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и среду в целом. В экологическом образовании детей ограничиваемся
экологией в узком смысле, т.е. рассматриваем взаимоотношения человека с природой. И это правильно, иначе объекты, к которым формируется отношение детей, размываются, их становится слишком много. Да и сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда. Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу, как биологические объекты, как природную среду и связи между ними. Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает: - формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия – объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание) - формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные. «Все связано со всем». Это является началом формирования соответствующего универсального учебного действия, означенного в ФГОС начального образования как «выявление причинно-следственных связей». Понятие «экологическое образование». В законе «Об образовании в Российской Федерации» образование рассматривается как единый процесс воспитания и обучения. В этом случае экологическое образование включает в себя экологическое воспитание и экологическое обучение. Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий. Под экологическим воспитанием – формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений. Таким образом, экологическое образование можно определить как процесс обучения, воспитания и развития человека (ребенка) в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Цель экологического образования – формирование экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то, ни другое у дошкольников сформировано быть не может. Поэтому можно говорить лишь о начале формирования экологической культуры.
Принципы и модели экологического образования.

В теории экологического образования одним из первых был сформулирован
принцип

междисциплинарности.
Он предполагает формирование экологических знаний, умений, отношений в процессе изучения всех или почти всех учебных дисциплин. Этот принцип нацеливает педагогов дошкольного образования на осуществление экологического образования в рамках всех названных во ФГОС образовательных областей. Модели: - однопредметная - многопредметная - смешанная Однопредметная модель реализуется в рамках специального экологического курса («Юный эколог») или интегрированной дисциплины экологической направленности. Многопредметная – за счет насыщения экологическим материалом всех или почти всех учебных дисциплин.. Смешанная предполагает изучение экологических вопросов в каждом учебном предмете и целостно в специальном предмете. Наиболее эффективна смешанная модель.
Возрастные особенности отношения дошкольников к природе.
Их необходимо учитывать в образовании детей. После рождения ребенок не в состоянии идентифицировать себя и окружающую среду. Еще Ж. Пиаже установил, что основной чертой отношения к миру у дошкольника является эгоцентризм. Ребенок не дифференцирует свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира свои собственные побуждения. Результатом является антропоморфизм, т.е. наделение объектов и явлений окружающего мира свойствами, присущими самому ребенку. Эта особенность восприятия во многом сохраняется и у младших школьников, а частично и у взрослых людей. Отношения в мире людей дети переносят и на отношения в мире природы и мире вещей. Это проявляется в олицетворении. Олицетворение – наделение объектов и явлений природы качествами, свойствами человека определенного типа: лису- хитростью и т.д. Такие отношения во многом сохраняются и у младших школьников. На ранних этапах развития ребенка педагог поддерживает антропоморфизацию природы, побуждает сопереживать животным, растениям «не ломай ветку - дереву больно, как тебе». Пример игровой ситуации: получена телеграмма, надо ответить «Мы первая зелень, и
за это нас ломают. Ломают все, кому недорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень! Ваши зеленые друзья Ива, Черемуха, Сирень» (По В. Бианки «Телеграммы из леса»). При работе со старшими дошкольниками в содержание игры, построенной на очеловечивании природы, начинают вводить экологические сведения. Вот пример игровой ситуации. Педагог зачитывает телеграмму из леса: «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд! Зимой они сидели в земле – на 2 метра вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но все равно не справляюсь, их много. Нужна срочная помощь, передайте это детям. Срочно. Ваш Дятел». Здесь дети получают представления о взаимоотношениях птиц, об экологической роли дятла. Названные особенности восприятия детьми природных объектов (очеловечивание, олицетворение) предоставляют возможность для интеграции собственного воспитания и воспитания нравственного.
Деятельностный подход в экологическом образовании.
В связи с введением ФГОС возросло внимание к деятельностному подходу. Под этим углом зрения можно рассматривать и экологическое образование дошкольников. Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру… включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Иными словами, структурными элементами деятельности являются: цель-процесс (действия), предполагающий использование тех или иных средств, - результат.. Для дошкольников ведущей деятельностью является игра. В настоящее время в практике ДОО широкое распространение получили экологические игры. Наряду с игрой во ФГОС называются и другие виды деятельности: познавательная, исследовательская, продуктивная. Каждый из этих видов деятельности должен быть включен в экологическое образование дошкольников. Что касается познавательной деятельности, нужно обратить внимание на ошибки, допускаемые педагогами. Например, «Надо охранять и животных, и птиц, и насекомых». Ошибка заключается в том, что и птицы, и насекомые, и рыбы – это все животные. Правильно сказать «Надо охранять всех и зверей, и птиц, и насекомых. Такие неточности встречаются часто. В уголках природы выделяются отделы «животные», «птицы», «Обитатели водоемов». В
результате у детей формируется неверное представление о системе живой природы, которое приходится исправлять в начальной школе. В этой связи особого обсуждения в плане реализации деятельностного подхода заслуживает проектная деятельность. В настоящее время проектная деятельность, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение. В то же время в ФГОС ДО проектная деятельность не упомянута. Речь может идти не об экологической деятельности, а об экологических проектах. Экологические проекты – это совместная деятельность педагога и детей, в рамках которой дети осуществляют большей частью известные виды продуктивной деятельности (рисуют животных, экологические ситуации, конструируют птичьи домики и т.д.), исследовательской.. Собственно же проектированием занимаются взрослые – педагоги, родители. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность
непосредственного контакта с

природой
. В этом случае у детей формируются не только экологические
знания
, но и
опыт
использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести
экскурсии, прогулки,

экспериментирование, наблюдения (главный метод в познании

природы).

Можно выделить такие методы экологического воспитания:
проблемные ситуации, загадки, проблемные вопросы - почему птицу зовут клест?, почему они такой окраски?, почему птицы не все улетают на юг? - игры-викторины, загадки, эвристические рассказы и экологические сказки, деловые экологические игры. Например, игра «Зеленый дом» по произведениям Сладкова Н.И.(дети разбиваются на команды, задают друг другу вопросы, практические действия и т.д.), сюжетные дидактические игры-занятия (отправляются в путешествие, выполняют различные роли, рассуждают, решают проблемные ситуации). Беседы, труд в природе, опыты в познавательной и исследовательской деятельности. Создание экологической тропы. Прежде всего, необходимо
создать условия
для получения экологических знаний и последующего их применения. Главная задача развивающей экологической среды – создание условий для формирования у детей осознанно-правильного отношения к природе. Процесс становления
осознанно-правильного отношения к природе сопровождается самостоятельными наблюдениями, проведением опытов, стремлением у ребенка рассказать о своих переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности. В группе должен быть оборудован
экологический центр
, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, альбомы, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений за природными явлениями, журнал фиксации проводимых опытов, ухоженные растения в соответствии с возрастом, дидактический материал, материал инновационного характера, поделки из природного материала, инструменты для ухода за растениями, фартуки для работы, временные объекты по сезону и другие материалы. Обязательно должна проводиться с родителями по вопросу экологического воспитания (информационный материал, участие в проектах, стенгазеты, выставки творческих работ). Для организации продуктивной деятельности экологического содержания должны быть созданы картотеки моделей для изодеятельности, собран природный материал для конструирования, атрибуты для нетрадиционного рисования, макеты природных зон, биоценозов, макеты по произведениям писателей В. Бианки, К. Ушинского и др. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Для организации игровой и коммуникативной деятельности в группах должны быть подобраны игры на развитие навыков общения у дошкольников с экологическим содержанием, сюжетно-ролевые игры «Туристы», «Подводный мир», «Сельский двор», различные дидактические игры: «На дереве- на земле», «Домашние и дикие животные», «Животные и детеныши», «Подбери лист к дереву», «Муравейник и его обитатели», «Весенние цветы», «День-ночь», «Обезьянки на дереве», «Времена года». Познавательно-исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательного интереса дошкольников и их творческой активности. Во всех группах для организации детской исследовательской деятельности в природе должны быть созданы уголки эксперпиментирования. Даже дети первой младшей группы вместе с воспитателем проводят простейшие опыты. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Детское экспериментирование обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. На территории дошкольного учреждения желательно создать
опытный

участок, метеостанцию, «экологическую тропу»
, чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Различные экологические
акции и проекты
помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Названия акций и проектов
могут быть следующие - «Зеленый город»; - «Мы в ответе за тех, кого приручили»; - «Братья наши меньшие»; - «Покормите птиц зимой»; - «Полезные ископаемые нашего края»; - «Водоемы нашего края», «Отходы в доходы».
Результатом
практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать: - создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах; - написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями; - разработку презентаций, фоторепортажей и др. Разработанный проект включает 3 этапа: мотивационный, проблемно- деятельностный, творческий.
Мотивационный
этап начинается с проблемно-игровой ситуации, которая способствует возникновению у детей интереса к проблеме, изучению темы проекта (формулирование проблемы, пути решения ее, что для этого нужно).
Проблемно-деятельностный этап.
Обогащение представлений по теме проекта. Чтение, рассказы педагога, исследовательская деятельность, подключение родителей в совместную образовательную деятельность. Для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление это обязывает педагога строить процесс обучения таким образом, чтобы необходимые сведения дети усваивали при помощи наглядных методов.
На третьем творческом этапе
планируется обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности. Работа по проектной деятельности нам уже знакома.
Реализовать задачи экологического воспитания нам позволяет технология ТРИЗ. Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Цель ТРИЗ
– не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы: 1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека 2) игры: - на познание и классификацию «Назови, одним словом», «Чем похожи и чем отличаются». - на подготовку решения противоречий «Хорошо-плохо», «Наоборот» - на развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек». - на самосознание «Что будет, если …» - эмпатия «Если бы я был..» - на развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», - на развитие воображения «На что похоже», «Узнай по форме».
3) системный анализ «Волшебный экран» или «Системный оператор».

Игры «Системный подход к окружающему миру»

Игра «Найди целое и части»
Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить. По образцу первой паре слов. Учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Ход: 1. В: Вишня - косточка; Д: Дерево - ...(Лес, ствол) и т.д.

Игра «Найди главное»
Предлагается система к ней несколько подсистем, из которых необходимо выбрать две подсистемы, которые являются обязательно частями данной системы. Пример: лес - охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото. Сад – растения, садовник, собака, забор, земля. Река – берег, рыба, рыболов, тина, вода. Город – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед. Книга – рисунки, приключения, бумага, закладка, текст. Больница – палаты, врач, халаты, больные, укол, рентген.
Игра «Что с чем связано»
Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если они связаны не напрямую, а через посредника. Учить делать выводы, о том, что все взаимосвязано. Например: Дерево - вода (без воды дерево жить не может). Пуговица - рубашка (пуговица нужна, чтобы застегнуть рубашку). Стол - ваза (вазу с цветами ставят на стол). Рыбка – рука (Рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками; руками чистят рыбу; кормят ее в аквариуме).
Метод «Системный оператор»

Игра «Назови предмет по свойствам»
Цель: закреплять знания детей об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства. Активизировать в речи детей понятия о свойствах предметов. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков. Например: Звонкий + Громкий =
Пушистый + Серый = Усложненный вариант: Гладкий + Серый + Тихий = Белый + Съедобный + Мягкий = Красный + Легкий + Вкусный =
Игра «Что из чего»
Цель: учить детей разбирать любой объект на части, называть эти части, посчитать их количество. Ход: Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект), дети должны назвать из чего он состоит. Усложненный вариант: Детям предлагают сразу назвать количество частей. Например: машина – один кузов, один руль, четыре колеса, две большие фары и т.д.
4) Морфологический анализ
– « Составь необычное животное», «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят» (Круги Луллия)и др.
5) ММЧ
Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре: - не сдерживать двигательную активность детей - вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический
путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание – выросло - молодое - состарилось - высохло). Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У

воспитанников формируется определенная система ценностей,

представление о человеке как о части природы, о зависимости своей

жизни, своего здоровья от ее состояния, понимание необходимости

разумного потребления.

Практическая часть.
1. . Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде). 2. - Уж на дороге греется – (перед дождем). 3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают). 4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели). 5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге). 6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам). 7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя). 8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде). 9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
10.- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию). 11.- Ворона кричит зимой – (к метели). 12.- Лягушки квакают – (к дождю). 13.- Воробьи в пыли купаются – (к дождю). 14.- Около луны звезда народилась – (к потеплению). Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
2. Уточните
, какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями по экологическому образованию?
3. Задание командам:
1 команда – разработать проект «Я природу сберегу - сам себе я помогу» 2 команда – разработать маршрут экологической тропы на участке детского сада. Таким образом можем сделать вывод о широких возможностях в условиях современных ДОУ для экологического образования - системного и интегрированного, научно обоснованного и наглядно представленного. В детском саду есть возможность неоднократно возвращаться к теме в течение дня, в разных вариантах - в виде игры, наблюдений, индивидуальной работы и прочее. Происходит экологизация развивающей предметной среды всего ДОУ, актуализируются широкие возможности для эстетического восприятия природы. Знания, приобретенные путем непосредственной игры. Направляемой педагогом (то есть дидактической игры). Помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития. Список литературы:  Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.  Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.  Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.  Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.  Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.  Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.  Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. – С. 16- 18.  Никифорова, О.А. Экологическая тропинка в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2013. - № 5. – С. 26-32.
 Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.  Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.  Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5. – С. 14-18.  Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.  Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи: Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада; Разработать план работы педагогов в данном направлении; Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ. Участники семинара: педагоги МДОУ, родители. Ход семинара - практикума: Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя... «Творческая мастерская» Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух). (Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

2 Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану: 1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.). 2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами способы реализации и достижения результата. 3. Возраст детей, для которых он предназначен. 4. Где расположен и как оформлен. 5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов указать названия животных, растений). 6. Зонирование помещения (если это требуется). 7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.) Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов. Ведущая: Подведя итог-выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МБДОУ, так и внутри ее. Педагогическая змейка: Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

3 (Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами). Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении. Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании * используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);» в) в здании детского сада. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав),

4 мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране» дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада). «Конструкторы». Ведущая: Каждая команда получает два общих задания: Разработать схему экологической тропинки на территории МБДОУ;

5 Разработать схему экологической тропинки в учреждении. На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы. По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы на территории МДОУ. Этапы создания и оформления тропинки Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: > детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов; составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому; выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости; фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков; составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

6 Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада). Основные мероприятия, направленные на создание экологической тропы в МДОУ. 1. Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки. 2. Старшим воспитателем и творческой группой разрабатывается дизайн остановок будущей экологической тропы. * 3. Воспитателями средней группы разрабатывается дизайн экологической сферы внутри дошкольного учреждения. 4. Воспитателями младших групп собирается информация о растительном фонде на территории детского сада.


МБДОУДС 4 «Семицветик» г. Сасово. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников» Провела: воспитатель Гуськова И.А. Дата проведения: 16 апреля

Экологическая тропа в детском саду Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенкадошкольника, воспитание начал экологической культуры Задачи: Развитие познавательного интереса

Презентация проекта «Экологическая тропа в детском саду» Выполнила: воспитатель Карпова Л.В. 2018г. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Веснина Елена Александровна воспитатель МКДОУ 7 «Чебурашка» г. Мирный, Архангельская область ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ДЕТСКОМ САДУ Аннотация: в статье описывается опыт приобщения детей

2013г. ВВЕДЕНИЕ Путеводитель по тропе «Тропа удивительных открытий» составлен так, чтобы его материалы могли использовать воспитатели ДОУ при проведении экскурсий с детьми дошкольного возраста. Основное

Проект «Путешествие по экологической тропе» ГБОУ СОШ с. Пестравка структурное подразделение детский сад «Колосок» Авторы презентации: Лахула Татьяна Николаевна Гофман Тамара Николаевна Паспорт проекта.

Выполнили воспитатели старшей группы «Солнышко»: Чичаева Н.А Каширина Е.А Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Использование проектного метода в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Полуэктова М.В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 8 «Черемушка»» г. Тотьма

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО САДА» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА специально оборудованный учебный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ Из опыта работы инструкторов по физическому воспитанию Колесниченко С.Г. и Панченко Н.Г. МБДОУ «Центр развития ребенка 2» ТУРИСТИЧЕСКИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 18 «ЖУРАВЛИК» «Реализация проекта по созданию природного развивающего комплекса «По Югорским тропинкам» на

Энциклопедия безопасного поведения Раздел: Ребенок и природа «Береги свою планету ведь другой на свете нет» Старшая группа «Теремок» Воспитатель: Юстенюк Т.В. Цель - развитие основ экологической культуры

Экологическая тропа Лето самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность

Экологическая развивающая среда в ДОУ как одно из важных условий реализации системы экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание «это формирование у детей экологического сознания

Пермский край, Краснокамский муниципальный район МБДОУ «Детский сад». 15 «В гостях у осени» педагогический проект для детей старшей группы с ЗПР Разработали. Воспитатели: М.Е Улитина Т.М.Гребенникова Учитель-логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 36 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЭКОЛОГИЮ Антропова Светлана Александровна Цель: -дать практическую направленность экологическим знаниям

Взаимодействие с семьями воспитанников в реализации задач экологического воспитания. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Потребительское

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

План мероприятий в рамках Года экологии (2017) в МБДОУ детском саду «Ладушка» п/п Дата Мероприятия проведения 1. Работа с педагогами Ответственные 1.1 Оформление выставки методической литературы и пособий

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы» Воспитатель МБДОУ «Соболенок»: Морокова Т.К. Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе».

Разработали: творческая группа педагогов МБДОУ детский сад 15 «Теремок» г. Котовск 2012г. Цель проекта: создание единого эколого-развивающего пространства посредством взаимодействия с образовательными

Утверждаю: Заведующий МКДОУ Савкинский детский сад Приказ 28 от 27.05.2015 /Н.И.Погорелова/ Перспективное планирование на летне оздоровительный период на 2015г Цель работы: Сохранение и укрепление физического

МДОУ Детский сад 101 «Проект - Экологическая тропа в ДОУ» Подготовил: Корнилова В.М. воспитатель высшей категории Тверь, 2016 Тайны живой природы Цель проекта: создание условий в ДОУ для формирования у

Проект «Живая душа природы» Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье Автор проекта: Чемакина В.С., МБДОУ «Детский сад 12» г. Торжок, Тверская область Аннотация Потребительское

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ по формированию экологической культуры дошкольника МАДОУ ЦРР д/с 20 «Дюймовочка» Учитель экологии Гоголинская Наталья Александровна «Маленький ребёнок познаёт мир с открытой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОРОКИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Приложение 1 «Утверждаю» Директор МАУ ДО Сорокинский ЦДТ Л.Н. Батурина Рабочая программа ознакомительного

В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Центры познавательноисследовательской деятельности на территории ДОУ Мельникова Елена Борисовна Старший воспитатель МБДОУ ЦРР «детский сад 217» г. Барнаула Одним из способов создания единого образовательного

МЕСЯЦ МЕРОПРИЯТИЕ ЦЕЛЬ РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СЕНТЯБРЬ Изготовление с детьми книжки малышки «Путешествие осеннего ли сточка» Закрепление представлений детей о характерных признаках

Экологический проект по созданию условий для экологического воспитания детей на прогулочной площадке Воспитатель МКДОУ «Детский сад 5 «Орешек» Коркмазова Мира Аскербиевна г. Черкесск 2016 Экологический

Администрация Дмитровского муниципального района Московской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОАННОГО ИДА 2 «ЖЕМЧУЖИНКА» 141800, г. Дмитров, мкр. Аверьянова,

План мероприятий в рамках проведения «Года экологии» на 2017г. Мероприятия Срок проведе ния Работа с педагогами 1 Разработка Плана мероприятий и рекомендаций для воспитателей по проведению в 2017 году

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 5 «Золушка» Доклад на тему: Развитие нравственных представлений у дошкольников в процессе общения с природой родного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 6 «ЛУКОМОРЬЕ» ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 2 «УЛЫБКА» «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО КРАСНОЕ!» ПОДГОТОВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:

Работа с кадрами 1 Знакомство педагогов с Указом Президента РФ и Указом Президента РБ об объявлении 2017 Годом экологии январь Заведующий 2 Составление плана работы по Заведующий январь «Году экологии

«Современные педагогические технологии в практике работы педагога дошкольном образовательном учреждении по этнокультурному направлению» Ефремова Л. А. воспитатель МДОУ «Детский сад 32 комбинированного

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников» Материалы подготовила воспитатель 1 кв. категории Губренко С.Г. Санкт Петербург, Колпино 2018 Цель: объединить

План мероприятий в рамках Года экологии, организуемых в МБДОУ ЦРР 5 в году в рамках экологического проекта «Прикоснись к природе сердцем» п/п Мероприятия 1 Ознакомление с нормативно-правовыми документами

Проект «Книга - лучший друг ребят» Подготовила: Фендрикова Елена Лаврентьевна Воспитатель МБДОУ 1 «Солнышко» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

Ландшафтный дизайн участка МДОУ детского сада 5 Наш детский сад 5 расположен в зелёной зоне города Хвалынска. Благоприятная экологическая обстановка и выгодное месторасположение дошкольного учреждения

Визитная карточка: Название: «Центр развития ребенка детский сад 3» Адрес: г. Биробиджан, ул. Пионерская, на карте) д. 88/а (см. Телефон: 33-7-33, 33-7-67 Сайт: http://raduga03.ucoz.ru/ ФИО руководителя

Проект «Мир цветов». Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители. Тип проекта: познавательно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Г.ГУЛЬКЕВИЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ РАЙОН Проект «Путешествие по страницам сказок писателя В.В.Бианки» Проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Условия реализации экологического воспитания в МБДОУ 357 г. о. Самара Выполнила: Берняева В. Е. воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Тарасовский детский сад «Малышок» «Березка русская моя» Экологический проект Разработала воспитатель Шувалова Нина Ильинична 2013 г. АКТУАЛЬНОСТЬ:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Детский сад 9 «Малышок» города Вольска Саратовской области ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Тропою познания и открытий» (срок реализации

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен