План по самообразованию развитие любознательности у дошкольников. План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками» методическая разработка по художественной литературе (подготовит

ОКСАНА КОМИССИНА
План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

План самообразования воспитателя

Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год

Тема : «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками »

Цель : выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

Задачи :

любознательности в ознакомлении с литературными сказками .

2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста .

3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками .

Актуальность выбранной темы

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка . Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе.

Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство - это время развития умственного , физического, душевного, время приобретения знаний об окружающем мире, формирование личности и характера. Каждый человек рождается любознательным , с первых минут жизни он получает знания об окружающем мире.

^ А что же такое любознательность ?

Любознательность - это склонность к приобретению новых знаний.

В программе говорится, что ребёнок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес .

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка . Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.

Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература , она воздействует как на сознание ребёнка , так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.

методы и приёмы :

Словесные – Чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом ) . Пересказ текста детьми . Беседы- Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста .

Наглядные : демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.

Игровые : дидактические и подвижные игры на закрепление полученных знаний.

С целью формирования любознательности , активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми :

1. занятия

2. литературные викторины

3. вечера загадок

4. литературные игры

5. организация выставок детского творчества

6. создание проектов

Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы , цель которых, как писал К. И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература , с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой , приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки .

Таким образом, ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно - воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребёнка, но и всей личности в целом : её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Ожидаемый результат :

1. Развитие у детей литературной речи , эстетического сознания ребёнка , формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа .

2. Участие воспитанников во всероссийских викторинах, в конкурсах детского творчества.

3. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

4. Результаты диагностики по чтению художественной литературы .

Литература :

1. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга : Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе . Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. ,Мозаика-Синтез,2007.

4. А. Михайлова «Попробуй сочинить сказки »

5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию . – М.: Просвещение, 1982.

Тема Задачи Пути реализации и формы работы Способы оформления материала для использования в практической работе Сроки выполнения

«Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста »

1. Отбор диагностики для определения уровня развития детей по ознакомлению с литературными сказками .

2. Определение условий образовательной деятельности с детьми.

3. Определение специальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста .

4. Соотнесение задач обучения и темы занятий по чтению художественной литературы подготовительной к школе группе.

1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности .

2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми.

3. Определить роль методов и приёмов в ознакомлении с художественной литературой .

4. Систематизировать дидактические игры

5. Анкетирование родителей

1. Составить перспективный план по ознакомлению с литературными сказками .

2. Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС.

3. Составить план работы с родителями .

4. Взаимодействие с городской библиотекой.

Сентябрь-октябрь 2014

«Педагогические условия развития любознательности в процессе ознакомления с художественной литературой » 1. Разработать систему работы по формированию всестороннего творческого развития детей с литературными сказками . 1. Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с методами и приёмами

2. Внедрение в работу конструктора сказок по В . Я. Проппа 1. Сбор материала по данной теме

2. Разместить консультации для родителей в информационном уголке.

3. Изготовление дидактических игр

4. Оформить альбом иллюстраций и репродукций по сказкам , рассказам…

5. Создание книг из рисунков детей . Ноябрь-апрель 2014-2015

«Внедрение полученных результатов» 1. Проверить эффективность используемой системы работы

2. Анализ, обобщение результатов

3. Размещение материалов в сети Интернет, публикация. 1. Консультация на тему : «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками »

2. Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам »

3. Для родителей «Проекты по художественным произведениям»

4. Игра-КВН «Путешествие по сказкам » 1. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению с литературными сказками старшего дошкольного возраста .

2. Организация выставок творческих работ совместно с родителями (проекты) .

3. Организация выставок детского творчества -детских рисунков и детских работ.

4. Организация тетрализованных игр Май 2015

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Братский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

Папка воспитателя по самообразованию

Березюк Ирины Владимировны

Тема: «Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников»

Начало изучения темы: 01.09.2016год.

Окончание изучения темы: 30.05.2017год.

Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. педагога Березюк Ирина Владимировна

Дата рождения 12 октября 1975г.

Стаж работы в должности 13лет

Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплек»

Образование Высшее; Крымский гуманитарный университет (г.Ялта), 2008 год; диплом КР№35176300

Курсы повышения квалификации « Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» по программе «Содержание воспитательно -образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» в период с «о5»октября2015г.по «02»декабря 2015г.

Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко , из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться , взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста . Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания . Тут и приходит на помощь сказка , которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так , чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

    Волю - сложное и многогранное качество личности.

    Веру в себя - умение противостоять неудачам.

    Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

    Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

    Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.

    Обязательность - умение держать слово.

    Оптимизм - веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

    Целеустремлённость - умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

    Доброту и честность .

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

    умение слушать;

    умение познавать;

    умение сравнивать, сопоставлять;

    умение мыслить словами;

    связную речь;

    интерес к учебе;

    мышление;

    внимание;

    память;

    воображение;

    мимику лица и жесты;

    эстетические чувства;

    чувство юмора.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

    Побуждать у детей интерес к сказкам.

    Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К Чуковского).

    Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

    Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1.Дидактические( в форме учебного задания )

2.Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения ), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3.Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации,ставят спектакли.

4.Психокоррекционные( для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлин -ский).

5.Художественные( авторские истории, мудрые древние сказки ).

    Народные( с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему );

    Сказки о животных;

    Бытовые сказки;

    Волшебные сказки.

Для того,чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

    Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

    Придумывание разных слов (длинных, смешных);

    Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т. е. дословная передача текста. Сказки , которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть , потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание , т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика выразительно рассказывать , чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок , литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку” , “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку , которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок ? Из рассказа или сказки этот отрывок ? Чем закончилась эта сказка ? Если после первого чтения сказка уже понята детьми , воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки . В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа . Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность , артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения . Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке , но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке . Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

\ Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение , рассказывание , беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки .

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки , настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок . Данные формы работы над сказкой позволяют узнать , как дети поняли суть сказки .

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке , рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки , воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки .

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок , театрализованные игры, драматизация сказок , творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки , умению оценивать поступки не только героев сказки , но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

    В ходе непосредственно образовательной деятельности;

    В режимных моментов;

    В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

    При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы: I этап- теоретический:

    определение темы;

    определение целей и задач;

    составление плана.

II этап- подготовительный:

    подбор народных сказок;

    подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

    подбор материала, пособий;

    составление перспективного плана мероприятий;

    проведение предварительной работы с родителями;

    подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап- основной:

    познакомить детей с произведениями В. А.Сухомлинского;

    формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

    обогащать и активизировать словарный запас;

    развивать связную речь;

    развивать интерес к сказкам;

    развивать творческие способности детей;

    развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

    воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

    воспитывать активность и самостоятельность;

    создать развивающую среду по данной теме.

IV этап- заключительный:

    Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями

    Консультации

    Родительские собрания

    Конкурсы

    Организация фото.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: « Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Перспективный план по самообразованию на 2016-2017год

Тема:« Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил: воспитатель 1 категории

Березюк И.В..

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : « Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .

2. Консультация для родителей: .

Октябрь.

1. Изучение темы: « Роль сказки в развитии речи детей» .

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: « Роль сказок в развитии детей » , « Учите детей любить книгу » .

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский .

-Дидактическая игра: «Угадай сказку » .

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» .

3. День матери «Маму очень я люблю », организация конкурса для мам.

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми .

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки » .

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки » .

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь.

1. Изучение темы: « Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки : «Три медведя» .

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система,органичная внутренней среде человека» .

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Изучение темы « Роль сказки в воспитании детей» .

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: « Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» .

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка » .

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой » .

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

- Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки » .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2.Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии » .

5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

План

по самообразованию

воспитателя Шишиной М.Л.

по теме:

«Духовно – нравственное

воспитание дошкольников

посредством сказки»

2016 – 2017уч.г.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Ведущая педагогическая идея:

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель:

Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

Развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи,

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное

Воспитание детей посредством сказки»;

Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.

Ожидаемые результаты для детей:

Усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

Знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;

Осознание детьми базовых нравственных качест: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Понимание эмоционального состояния окружающих;

Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Способ представления результата: май 2017г.

Показ сказки «Колобок» (кукольный театр) детям младших групп.

Перспективный план работы с детьми

по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»

На 2016 – 2017 уч. год

Период

Содержание

Цель

сентябрь

1.Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

2.Применение цитат из сказок в режимных моментах.

3.Дидактическая игра «Угадай сказку»

Развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации.

Формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках.

Развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

октябрь

1.Чтение и пересказ р.н.с. «Волк и семеро козлят»

2.Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3.Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

Учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.

Развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

ноябрь

1.Чтение и пересказ сказки «Бычок, смоляной бочок»

2.Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.

3.Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

- учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.

Дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

Развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.

декабрь

1.Беседа

«Волшебные сказки»

2.Знакомство со сказками Г.Х.Андерсена. Чтение сказки «Снежная королева».

3.Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).

- объяснить детям, почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.

Познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты, где происходит волшебство. Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.

Учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки.

январь

1.Н.О.Д. «В гостях у сказки»

2.Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки»

Уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.

Учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок.

февраль

1.Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке.

2.Обыгрывание знакомых сказок.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

Формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

март

1.Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).

2.Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.

Учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

апрель

1.Рассказывание детям р.н.с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.

2.Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

Продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям. Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.

Вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.

май

1.Сочинение вместе с детьми сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».

2.Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок».

Совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.

План саморазвития

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Поиск и выбор диагностик.

Совершенствовать уровень аналитических навыков.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Посещение РМО. Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение интерактивных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

План работы с родителями

по теме: «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»

на 2016 – 2017 уч. год

Период

Содержание

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

1.Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

2.Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей».

Ноябрь

1.Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»

2.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Декабрь

1.Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года.

2.Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника для детей (украшение групповой комнаты, изготовление костюмов, активное участие в играх, конкурсах, развлечениях).

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях.

Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка»

«О чём и как беседовать ребёнком после чтения»

Февраль

1.Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей».

2.Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы.

Март

Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»

Апрель

1.Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.

2.Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

Изучение методической литературы в течение года

1.Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.

2.Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

3.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».

4.М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

5.З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

6.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

7.Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.

8.В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.

9.О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

10.Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».

Консультация для родителей

«Как подружить ребёнка с книгой»

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе. Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие.

Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно), воспользуйтесь нашими советами.

1. Иллюстрации
Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость»… Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком.

Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста.

2. Волшебно и странно

Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой.

3. На самом интересном месте!

Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг.
«Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного нелюбителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал. Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев.
Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем…
Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом!

Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им.

4. Вечные ценности
Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут!

Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим.

Консультация для родителей:

Как подружить ребенка с книгой

Об интеллекте человека всегда судили по тому, сколько книг у него на полке. И, конечно же, любому интеллектуально развитому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок любил читать.

Как научить ребенка любить чтение, чтобы в дальнейшем он предпочитал книгу компьютеру и телевизору?

Прислушайтесь к нашим советам, в которых мы собрали опыт педагогов и мудрых родителей.

Читайте сами. Конечно же, никакие ваши действия не возымеют эффекта, если вы на собственном опыте не покажете ребенку, что читать действительно интересно. Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребенка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребенок в ваше отсутствие не сделает то же самое, швырнув книгу в дальний угол.
Начните собирать детские книги. Дополнительная статья расходов? Не совсем. Поверьте, средства, вложенные в образование ребенка, дают самые большие доходы.
Делайте чтение привычкой Вставьте чтение в распорядок дня - читайте по нескольку минут в день, когда ребенок спокоен, внимателен, восприимчив. Сделайте чтение книг обязательной ежедневной традицией и не изменяйте ей. Это могут быть не только чтения перед сном, но и чтение книг в середине дня, в то время когда ребенок обычно спокоен. Сначала читайте небольшие сказки или рассказы, потом переходите к историям с продолжением.

Исследования психологов "British Medical Journal" доказали, что дети, родители которых читают им вслух книги, имеют лучшую грамотность и развитые языковые навыки к моменту школьного обучения. Кроме того, описывая события в повествовании и объясняя значение истории, родители тем самым подталкивают ребёнка к любознательности, что способствует формированию социальных навыков и лучшему пониманию окружающего мира.

Выразительное чтение вслух помогает развить лексику, память, речь.
Учитесь читать специально для ребенка. Тон и интонация чтения имеют особое значение для ребенка, поэтому читайте медленно, произнося слова нараспев и ставя в нужном месте ударения.
К самостоятельному чтению лучше всего переходить уже в 6-7 лет. Покупайте ребенку книги с яркими картинками. Сначала опирайтесь на собственный вкус и свои детские воспоминания, потом предоставьте ребенку право самому выбирать себе книжки. Берите ребенка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьезной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочел.
Обязательно обсуждайте прочитанное. Интересуйтесь у ребенка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтение текста, но и умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребенок начнет читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чем он читает
Даже если ребенок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравится ему (например, фэнтези), а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил: книги Марка Твена, Жюля Верна, Фенимора Купера и другие.
Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о Щелкунчике, сводите ребенка на одноименный балет. Если ребенок увлекается литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий. Предложите обратный порядок: посмотрев с ребенком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят.
Держите библиотеку открытой. Держите небольшую, быстро обновляющуюся библиотеку прочных детских книжек на полке, специально отведенной для ребенка, откуда он мог бы достать их в любой момент.
Ограничьте пребывание ребенка у телевизора и компьютера. Вместо мультиков можно предложить аудиокниги. Малыш может во время прослушивания заниматься своими делами: рисовать, собирать пазлы, играть конструктором. Сообщите ребенку, кто автор и как называется книга, которую он слушает. Вполне возможно, что следующую историю этого же автора он захочет сам прочитать в книге. Важно показать ребенку, что книга (даже аудио), лучше мультфильмов и компьютерных игр, потому что позволяет самому контролировать создание образов, а не воспринимать готовые
Воспитывайте бережное отношение к книге. Прежде всего личным примером.
Избегайте насилия. Если вы будете заставлять ребенка читать, прибегая к методам устрашения и наказания, это может привести к антагонизму, ребенок может возненавидеть чтение. Никогда не критикуйте ребенка и не сравнивайте с другими детьми: «Вот Маша за лето 5 книг прочитала, а ты одну с трудом, потому что читать толком не умеешь».

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаем рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

консультация для родителей

«Особенности чтения сказок о животных»

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания дошкольников.
Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу аллегорической формы. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.
Своеобразие сказок о животных обуславливает и особенность их чтения.

Само по себе название «сказка» определяет форму чтения. Читается сказка по книге или наизусть всегда в простой, разговорной манере. Воспитатель обращается к детям распространённой сказочной формой повествования. « Я там был…» « Жили – были..» . Естественный задушевный тон - одно из главных условий чтения сказки.
Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Эта особенность сказок о животных также требует чтения их с обычными для бытового общения интонациями, естественно и просто.

Как правило, сказки о животных строятся по принципу антитезы : добро противопоставляется злу («Лиса, заяц и Петух»), ум – глупости («Лиса и козёл», и.т.д. Эту особенность сказок надо также учитывать при чтении. Места, в которых делается противопоставление, следует выделять голосом (большей силы), замедлением темпа, паузами (большей силы).
Подчёркивание этих мест усиливает впечатление от сказки, делает её более понятной для детей. Герои в сказках о животных – хорошо знакомы детям. (Кот, лиса, петух, заяц, коза и др.), наделённые типическими чертами: лиса – хитрая, волк – злой, заяц – трусливый, кот и петух – храбрые и. т. д.)

Особенность изображения сказочных героев определяет и своеобразие передачи их образов при чтении. Воспитателю следует так читать сказки, чтобы дети сразу поняли, о каком герое идёт речь. Так, те места, где говориться о положительных героях, воспитатель читает ласково, с одобрительными интонациями, стремясь вызвать у слушателей тёплое отношение. Воспроизведению же образов отрицательных героев должны соответствовать сухие, неприязненные интонации.

Действие в сказках о животных начинается сразу: «Посадил дед репку…» и развивается непрерывно. Один эпизод сменяется другим. Возьмем, к примеру, сказку «Лиса, заяц и петух». Только что лиса выгнала зайца из избушки, как ему встречается собака, убежала собака - повстречался медведь, ушёл медведь - появился петух и.т.д.

Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция не сложная. Большую роль играют многократные повторения: например, заяц, выгнанный из своей избушки лисой, встречается с собаками, медведем, петухом и всем в совершенно одинаковых выражениях рассказывает о своём несчастье: «Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная...»
Многократные повторы имеют большое смысловое значение. Они передают постепенное нарастание напряжения, которое в последнем случае достигает наивысшей точки и является кульминационным моментом, после которого наступает решающий перелом в действии. Повторы волнуют детей, помогают им понять сказку и запомнить её, поэтому повторы при чтении необходимо выделять. Слова, которые передают нарастающее напряжение, лучше читать с большими паузами, следует замедленно произносить последний повтор, так как он, являясь моментом наивысшего напряжения, настораживает ребят и подготавливает их к восприятию того, что последует за ним.

Читайте детям сказки, ведь дети их так любят.

Сказки помогут справиться с детским непослушанием

Детские капризы… Кто из родителей не сталкивался с ними?! Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать за собой игрушки, не хочет ходить в детский сад, часто плачет и устраивает истерики, берет чужое или постоянно дерется и ссорится с другими детьми - такие проблемы встречаются на каждом шагу. И от нас, родителей, зависит, сможем ли мы преодолеть их, не нанеся вреда ребенку и нашим с ним отношением.

Часто уговоры, крики, долгие нотации и нравоучения не приносят никакой пользы. О вреде же рукоприкладства написано и сказано немало, да и сами Вы, вероятнее всего, не раз убеждались в неэффективности подобных методов. Что же делать? Есть простой, но очень действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием и т.п., а вместо этого расскажите ему сказку. Это особые психологические сказки, которые помогут справиться с большинством капризов ребенка. Для малыша подобные сказки очень интересны. В них он видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и малыш начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.

Каждую сказку можно изменять в зависимости от особенностей Вашего ребенка и особенностей проблемной ситуации. Вы можете попробовать вместе с малышом придумать свою историю или продолжение заинтересовавшего Вас сюжета.

Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ
Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.

«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.

"По щучьему велению, по моему хотению..." – Емеля

"Битый небитого везет" - Лисичка

"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок

"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)

"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 г.Донецка

Обсуждено

на педагогическом совете

Протокол №____

от «__»_______2017г

Старший воспитатель

___________________

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2017-2018 учебный год

Лыкова Ольга Анатольевна

Должность, образование - воспитатель, высшее

Стаж педагогической работы в ДОУ – 7 лет

Тема самообразования: « Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками »

Цель :

выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач

Задачи :

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования.

2. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста .

3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками .

5. Составить перспективный план по работе с детьми и родителями.

6.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

7. Систематизировать и изготовить дидактические игры.

8. Создать предметно развивающую среду и провести отбор художественной литературы .

9. Взаимодействовать с библиотекой.

10.Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»; выступление на педагогическом совете.

Актуальность проблемы

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость , эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств в ребенке приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность , интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Художественное слово воздействует не только на сознание , но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения . Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у ребенка нравственных чувств : удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям : помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Значение художественной литературы в воспитании детей

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь , формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться , переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники , воспринимая произведение, могут дать сознательную , мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета , сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы , сказки , а к концу дошкольного возраста - перевертыши , небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Одна из важных задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творчески способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Воспитание у дошкольников интереса и любви к книге

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы .

А что же такое любознательность ?

Любознательность это склонность к приобретению новых знаний.

В программе говориться, что ребенок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес .

Любознательность и познавательный интерес влияют на развитие ребенка . Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка.

Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература , она воздействует как на сознание ребенка . Так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир.

Методы и приемы:

Словесные – чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом ) . Пересказ текста детьми . Беседы-вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста .

Наглядные : демонстрация, показ иллюстраций.

Игровые : дидактические, театрализованные, подвижные.

С целью формирования любознательности , активности через чтение художественной литературы планирую использовать следующие формы работы с детьми :

1. литературные викторины

2. беседы

3. вечера загадок

4. литературные игры

5. организация выставок детского творчества

6. создание проекта

Ожидаемый результат:

1. Развитие у детей литературной речи , эстетического сознания ребёнка , формирование его мировоззрения. Пополнение литературного багажа .

2. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

3. Результаты диагностики по чтению художественной литературы .

План работы

Формы работы

с педагогами

с родителями

сентябрь

Консультация «Как подружить ребёнка с книгой».

Выставка детских рисунков героев любимых книг;

Анкетирование «Использование художественной литературы в семье»

Развлечение. «Игра-викторина по русским народным сказкам»

Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Экскурсия в библиотеку.

КВН «Литературный»

Консультация: «Роль сказки в развитии речи детей»

Д\и «Поиграем в сказку»

Д/и «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

Д /и «Из какой сказки герой»

Оформление папки-передвижки «Что способствует развитию речи»

Изготовление альбома «В гостях у сказки»

Оформление стенда «Скорая родительская помощь» «Сказки как средство развития речи детей»

«Коллективное оформление книги»

Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам»

Совместная работа родителей с детьми по изготовлению «Книжек-малышек»

Диагностика умений и знаний в области художественной литературы

Сообщение на тему «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Практические выходы:

1. Подготовка сообщения. Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

2.Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Рисунки и поделки по сказкам»

3. Оформление папки-передвижки. Тема: «Что способствует развитию речи»

4. Выставка работ, изготовление альбома «В гостях у сказки»

5. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Роль сказки в развитии детей»

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

1.Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

2.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.

3.А.Михайлова «Попробуй сочинить сказки»

4.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

Перспективный план самообразования:

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

Сообщение на педсовете,

Формы представления результатов самообразования:

    Сообщение на педсовете.

    Творческий отчет.