Частная альтернативная точка зрения на ABA: Почему я оставила ABA. Что такое АВА терапия? Терапия aba для аутистов

Никогда не знаешь, как жизнь обернется, вот и мне пришлось не только столкнуться с аба-терпией, но еще и самой немножко постичь ее основы. А США и других развитых странах аба-терапия давно уже используется как способ реабилитации и адаптации для больных детей. В России этот способ только недавно на слуху, не так много специалистов, а ХОРОШИХ специалистов по аба и вовсе кот наплакал.

Я со своим аутичным сыном посещала психолога, с тех пор как ему исполнилось 2 с половиной года. Психолог пыталась его растормошить к внешнему миру с помощью занятий по Монтессори. Ну и в качестве домашних заданий, почти каждый день мы и дома использовали эту методику в игровой деятельности. Толку это не принесло. мелкая моторика у ребенка и так была развита нормально. еще она занималась с ним лепкой из пластилина, впечатыванием предметов в пластилин, пальчиковыми красками, и прочими занятиями для здоровых детей. Увы, для аутичных детей - эти занятия до одного места.

Сколько воплей на все пять этажей, сколько истерик и слез было пролито в попытках заниматься деятельностью для нормальных детей. Тут важный момент - родителям аутичных малышей надо понять и признать - ТО, ЧТО ПОДХОДИТ ЗДОРОВЫМ ДЕТЯМ, НЕ ПОДХОДИТ НАШИМ. Примерно в феврале этого года я нашла в своем городе логопеда-дефектолога, которая работает с аутичными детьми по системе аба-терапии.

Небольшое отступление, коротко суть аба терапии вот в чем:

эта терапия основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название - модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится - не будет.

Цели данной терапии:

улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению.

Наша терапист прошла международные курсы по аба. Это женщина со стальной волей - первые занятия мой сын орал как подрезанный, но она просто методично повторяла то, что предполагало занятие. Она не смотрела ни на его слезы, ни на его попытки слезть со стула. нельзя идти на поводу у аутистов, они манипуляторы те еще. Это один из принципов - аба, некоторая жесткость, даже жестокость по отношению к ребенку. Уже после нескольких занятий слезы уйдут. на их смену придет полное равнодушие. тут и начинается основное поле для работы - путем поощрения вытаскивать ребенка из своей раковины и заставлять делать то, что является целью занятия.

Цены на это удовольствие не из дешевых, пол часа стоит 600 рублей. а заниматься надо каждый день, и чем больше тем лучше. Правда, меня смущает что все занятия проходят сидя на стуле, лицом к лицу - терапист и больной. Так и до искривления позвоночника недалеко.

В целях небольшой экономии, сделала пособия для занятий и в домашней атмосфере. Поскольку нашей главной целью является развитие повторения, имитации (а повторение это фундамент для обучения) - то мы занимаемся сейчас на повторение звуков животных, а также простейших звуков. занятия идут тяжело, не буду врать. По-прежнему иногда ребенок истерит, орет. И конечно же, параллельно аба, мы проходим курсы медикаментозного лечения. За эти пять месяцев занятий по аба, сын стал имитировать вслед за терапистом некоторые звуки.

Вот наши пособия для занятий дома, делала сама:


Края фигурок, чтобы не обтрепывались, заламинировала скотчем. Сами листы с контуром тоже заламинированы скотчем. По этим фигуркам надо заниматься минимум пол часа, заставляя ребенка смотреть себе в глаза и проговаривать звуки. Тематики каждого листа различны, это дикие животные, домашние животные, домашние птицы, игрушки (да-да, игрушки тоже издают звуки), ощущения (холодно-горячо), транспорт.

Почему я поставила четыре звезды? Потому что аба-терапия это банальная дрессировка, которая еще и сначала ломает волю пациента. Но иначе никак, это единственная терапия которая хоть чему-то может развить аутичных детей. Я не тешу себя иллюзиями (и родителям аутистов тоже не советую этого делать), что аба-терапия это панацея. И тем не менее, это лучшее что есть для работы с аутичными детьми на сегодняшний день.

Дорогие родители детей с особенностями! Если перед вами стоит выбор - заниматься по аба, или

идти к психологам и прочей нечисти - выбирайте аба-терапию! Не теряйте время, оно уходит как

песок сквозь пальцы. нам надо было по-хорошему начинать заниматься с сыном с двух лет, мы

упустили время. Чем младше мозг - тем он пластичнее, это так. И пускай вас не смущает высокая

стоимость этих занятий - посмотрите что да как, и сами дома тоже можете имитировать занятия

(правда дети обычно неохотно воспринимают маму в качестве педагога).

Каков наш мир для детей-аутистов? Ученые полагают, что они видят только размытые лица, мельтешащие картинки, в которых сложно различить те или иные предметы, и слышат раздражающие и дребезжащие звуки. Именно поэтому они прячутся и жмурятся, закрывают руками уши, то есть делают все, чтобы избежать этого кошмара. Как подарить ребенку наш прекрасный мир? Попробуем дать ответ на этот вопрос.

Аутизм

Что же это за патология? Под аутизмом мы понимаем отчужденность человека от всего, что его окружает. И это большая проблема, решение которой кроется в использовании поведенческой коррекции таких детей. Выполнение подобной задачи подарит ребенку счастье, позволив, несмотря на нарушения в развитии, принимать посильное участие в жизни общества.

И здесь на помощь приходит АВА-терапия для аутистов. Она представляет собой поведенческий прикладной анализ. Методика АВА-терапии разработана профессором из США И. Ловаасом. Как она работает? Какие приемы этой методики могут быть применены для лечения больных детей? Рассмотрим ответы на эти вопросы.

В чем суть метода?

АВА-терапия представляет собой усиленную обучающую программу, основу которой составляют принципы бихевиоризма. Этот метод, который сначала широко практиковался в Америке, в настоящее время пользуется популярностью и в России.

Основная суть АВА-терапии заключена в решении задачи, позволяющей привить социальные и бытовые навыки детям с различными формами аутизма при применении системы поощрений и последствий. При выработке у ребенка реакции на стимул ему прививаются те типы поведения, которые существуют в обществе. Судя по отзывам, АВА-терапия, проведенная знающим специалистом, позволяет «загасить» негативные реакции детей, препятствующих их развитию.

Сегодня поведенческая терапия, применяемая при лечении больных аутизмом, считается одним из лучших методов коррекции патологии. Она построена на идее о том, что любые действия человека влекут за собой те или иные последствия. И если ребенку понравится такое поведение, то он будет повторять его вновь и вновь. В противном случае добиться от него желаемого будет невозможно.

Что дает поведенческая методика?

АВА-терапия находит свое широкое применение для пациентов любого возраста. Однако чем раньше было начато лечение, тем лучшим будет конечный результат.

Эффективность метода АВА-терапии подтверждена клиническими испытаниями. Согласно полученным исследователями данным, разработанный американским профессором способ может оказать значительную помощь больным различных форм аутизма, начиная с легкой и заканчивая тяжелой.

АВА-терапия используется в качестве основы для большинства программ, целью которых является лечение аутизма у детей. Проводимые на протяжении 30 лет исследования подтвердили высокую ценность этих прикладных поведенческих методов. В частности, доказано, что обучение с АВА-терапией улучшает коммуникационные навыки ребенка, его адаптационное поведения, а также способности к обучению. Все это в совокупности позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. Проявление же при этом негативных поведенческих отклонений начинает значительно уменьшаться.

Исследователи также получили неопровержимые доказательства того, что чем раньше будет начато прохождение ребенком курсов АВА-терапии (самым предпочтительным при этом считается дошкольный возраст), тем более значимыми будут результаты.

Отрицательные стороны

Существует мнение специалистов и об имеющихся недостатках АВА-метода. В частности, он не рассматривает перенос отработанного в одном месте навыка в другую среду. Так, необходимость снимать с себя верхнюю одежду, войдя в дом, ребенок не применяет в детском дошкольном учреждении или в школе.

Помимо этого, некоторые психологи полагают, что при развитии конкретного навыка больного человек перестает развиваться в целом. Тем не менее, если АВА-терапию не использовать вообще, то ребенок не научится необходимому поведению дома и не сможет освоить даже самых элементарных действий. Все это способно привести к его деградации.

Как это работает?

АВА-терапия для аутистов предполагает разбивку на отдельные небольшие блоки всех сложных для больных детей навыков. Это контактность и речь, умение смотреть в глаза и слушать, творческая игра и т.д. Каждое из этих действий заучивается с ребенком отдельно. Далее все простые звенья соединяют в одну цепь. Судя по отзывам профессионалов, это и позволяет получить какое-либо сложное действие.

Занятия со специалистом

АВА-терапия способна принести положительный эффект, если ребенка, больного аутизмом, будет обучать профессионал. После освоения базовых знаний (в случае тяжелой формы патологии) дети переходят к сложным навыкам. Среди них - творчество, социализация и коммуникации.

Американская методика применяет в разработанной ею системе не только освоение примитивных поведенческих форм. В этой терапии есть место рисованию, спорту, танцам и играм. Причем это не только карточки и жетоны, перекладываемые детьми, сидящими за столом. Здесь подключается работа грамотного профессионала, способного понять, по какому пути необходимо направлять ребенка, и какие проблемы не позволяют ему освоить программу на данной ступени.

Таким образом, специалистом для каждого подопечного подбирается индивидуальный подход. Он может представлять собой обучение в виде отдельных блоков, что похоже на тренинг с карточками, или получение знаний в естественной среде. В последнем случае грамотное сопровождение приводит к тому, что ребенок сам учится играть с другими детьми, делать бутерброды, убирать за собой игрушки и т.д.

При разучивании действий специалистом даются определенные задания. Если ребенок самостоятельно справиться с ними не может, то получает подсказку. За правильные ответы его ждет вознаграждение. Неверные высказывания или действия специалистом игнорируются.

Взаимодействие с родителями

Наибольшего своего эффекта АВА-методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми больного.

Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах, где происходит обучение ребенка базовым навыкам коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для ее решения.

«Язык - понимание»

С чего начать АВА-терапию для аутистов? На старте специалистами предлагается программа «Язык - понимание». Для того чтобы осознать, как происходит процесс обучения, рассмотрим одно из упражнений этой ступени.

Так, специалист центра лечения дает ребенку задание или стимул. Например, он просит больного поднять руку и в качестве подсказки сам поднимает ее вверх. После этого ребенка ждет вознаграждение за правильный ответ. После некоторого количества совместных попыток специалист исключает из этой цепочки звено «подсказка». Он просит ребенка поднять руку и ждет, пока тот не сделает это самостоятельно. При получении правильного ответа ученик получает вознаграждение. Ему дают что-либо вкусное, хвалят или отпускают поиграть. В том случае, когда правильный ответ так и не был получен, АВА-терапевт начинает сначала, используя подсказку. Далее он вновь предлагает действовать самостоятельно.

После того как ребенок в 90% случаев дает правильный ответ, для него внедряют новый стимул. Это может быть, например, кивок головой. Отрабатывают такое задание аналогично предыдущему.

Усложнение

С чего начать АВА-терапию, мы уже разобрались. А что же делать дальше? После того как ребенок освоит задание по выполнению движения «кивни головой», как правило, упражнения начинают чередовать в произвольном порядке. Этот стимул, а также тот, который предлагает поднять ему руку вверх, считается освоенным до конца, когда из 100 % ребенок правильно отвечает на 90 % вопросов. И только после этого вводится третий стимул, происходит чередование обученных навыков, вводится четвертый и т.д.

Генерализация

После освоения ребенком большого числа навыков, включающих и те, которые будут ему необходимы для повседневной жизни, специалист начинает работать с обучающимся над обобщением. Происходит генерализация навыков. Она преследует своей целью проведение упражнений в тех местах, которые ранее не были использованы для занятий. Это может быть коридор, улица и т.д.

После этого приступают к этапу чередования людей, дающих задание. Так, в АВА-терапии дома могут быть задействованы папа и мама, бабушки, дедушки и т.д.

Выход в мир

В какой-то момент обучения ребенок начинает не просто осваивать предложенные ему стимулы. У него возникает способность самостоятельно понимать и совершать новые действия. Например, ему будет достаточно один или два раза показать, как закрывать дверь. После этого программу можно считать освоенной. Судя по отзывам родителей, в большинстве случаев аутичный ребенок впоследствии начинает самостоятельно обрабатывать информацию, полученную им из окружающего мира.

Разнообразие тем

АВА-терапия в своем арсенале имеет не одну сотню самых различных программ. Некоторые из них включают в себя лечение задержки психического развития, освоение вербальной и невербальной имитации, совершенствование мелкой и общей моторики, понимание речи говорящего, называние действий и предметов, а также их классификацию (например, откладывание карточек с животными в одну сторону, а с посудой - в другую).

Помимо этого, методика по коррекции патологии у детей предлагает такие программы, как «покажи, как ты….». Ребенок в этом случае должен крутить руль, причесываться, надевать шапку и т.д. Важным этапом является и обучение местоимениям. Детки-аутисты должны правильно употреблять «я сижу» - «ты сидишь». Их нужно обучить отвечать на вопросы «что», «кто», «когда», «где» и т.д.

Какая из этих программ является более эффективной? Ответить на этот вопрос невозможно. Дело в том, что каждый ребенок обладает своими личностными особенностями. Именно поэтому и подход к нему должен быть индивидуальный.

Применение техники АВА-терапии

С одной стороны, подобная методика несколько напоминает дрессировку. Ребенку предлагают выполнить те или иные действия, а при правильных решениях поставленных задач его поощряют сладостями. Однако такое происходит только на начальных этапах обучения и при наличии глубокого аутизма. В дальнейшем материальные поощрения сменяются социальными. Это может быть словесная похвала, ласковые прикосновения, разрешение перейти к любимому занятию и т.д.

При использовании методики АВА-терапии становится важным, чтобы ребенок придерживался определенного распорядка дня. Жизнь по заданной схеме значительно облегчает освоение разнообразных навыков, формируя социально приемлемое поведение.

Так, после пробуждения ребенку предлагается «маршрут дня». Это размещенные на стене картинки, которые говорят ему о том, что нужно сходить в туалет, почистить зубы, умыться, одеться, позавтракать, сев за стол, помыть за собой посуду и т.д.

Также для начала занятий должен быть определен специальный сигнал. На первом этапе им может стать карточка, визуальные часы или таймер. В дальнейшем ребенку будет достаточно произнести словами «заниматься» или же «играть». Длинные предложения аутистами восприниматься не будут. Ведь большое количество информации ими не усваивается. Вполне достаточно совсем короткой фразы, произнести которую нужно директивным тоном. При этом важно смотреть ребенку в глаза. Ведь фиксация взгляда является одним из тех начальных навыков, которые необходимо усвоить больному. Именно поэтому эту способность понадобится постоянно закреплять, доведя ее до автоматизма.

На начальных этапах технику АВА-терапии рекомендуется использовать от 40 до 60 часов в неделю. Только в этом случае можно будет получить эффективный результат. Ведь ребенку для того, чтобы освоить только один навык, например, приучиться к горшку, понадобится от 2 до 6 месяцев. В этом случае, прежде всего, потребуется выяснение основной причины мокрых штанишек. Вполне возможно, что она имеет физиологический характер. Так, при не поступлении нервных импульсов, ребенок даже и не чувствует того, что он мокрый. В этом случае потребуется терапевтическое вмешательство. Только после этого должны быть использованы воспитательные приемы. Усаживать ребенка на горшок нужно с методичным постоянством, давая ему при положительных результатах что-либо вкусненькое.

Методику поведенческого анализа можно успешно сочетать с речевой терапией, способом сенсорной интеграции и проч. АВА-терапия явится систематическим подходом к развитию и дальнейшей поддержке социально приемлемого поведения.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Предисловия от редакции: Родителям детей с аутизмом необходимо четко понимать важную вещь. Ответственность за окончательный выбор терапии лежит на нас, а не на врачах и тьюторах. В этом жизнь родителя с особым ребёнком мало отличается от коллеги с нейротипичным наследником.

Мы выбираем, какая терапия должна быть начата. Мы оцениваем её результаты. Мы оцениваем затраты ребёнка на эти результаты. Мы можем прервать, модифицировать или дополнить любую из терапий другими методами. Наша задача – много читать и повышать уровень своих знаний о том мире, в котором живут наши дети. Мы хотим, чтобы дети вписались в нейротипичное общество, но пока что мы не можем изменить их физиологию настолько, чтобы они стали ощущать мир как нейротипики. В этой плоскости лежат те проблематичные вопросы, которые поднимает автор статьи.

Когда я стала АБА-тьютором, я была в восторге. Я рассчитывала, что смогу на практике использовать полученные в университете знания по психологии и изменить жизнь детей с аутизмом к лучшему. Теперь же, год, проведенный на этой должности, кажется мне самой большой ошибкой в жизни.

Я долго принимала решение оставить программу АБА. Я не буду заниматься самооправданиями – просто поделюсь своим опытом, тем, что видела и что сама делала.

Если бы не мое близкое знакомство со взрослыми людьми с аутизмом, которые делились своими переживаниями и рассказали мне, каким травмирующим были для них сеансы АБА-терапии, я до сих пор оставалась бы на своем посту. Я убеждена, что, поскольку АБА влияет на жизни людей с РАС, их голос просто обязан быть услышан. Также признаю, что общий термин «АБА» объединяет самые разные виды терапий, поэтому то, что делают другие люди, может отличаться от моего опыта.

Можно найти огромное количество хвалебных отзывов об АБА. Вместе с тем, несмотря на тот факт, что эта программа имеет крайне широкое распространение у нас в Америке, все чаще появляются критические мнения о ней. Идо Кедар, аутист с которым занимались АБА-специалисты, написал прекрасную книгу о том, каково быть лишенным речи человеком, интеллект которого постоянно ставится под сомнение. Его опыт зародил во мне сомнения в правильности моего выбора, но реклама АБА из множества других источников была так сильна, что я все еще верила, что буду действительно помогать детям с РАС.

Я старалась делать свою работу максимально хорошо и всегда высоко ценить умственные способности своих подопечных. Тем не менее, когда я обнаружила в Интернете сообщество аутистов и сочувствующих им людей, я была потрясена описанием того, как плохо они себя чувствовали, когда им приходилось проходить курс АБА-терапии. Некоторые описания были настолько потрясающими, что я даже не могла дочитать их до конца.

Тем не менее, я успокаивала себя, говоря, что наш курс меньше полагался негативные установки и больше – на поощрения. Я также старалась обращать внимание на прогресс, достигнутый каждым моим пациентом, и говорила себе, что я очень люблю детей, с которыми я работаю, потому не могу им навредить. Любовь и желание помочь я считала автоматической защитой от ошибок.

Сейчас же я понимаю, что причинить вред можно даже любя. Благие намерения не значат благих дел.

Да, дети могут плакать и пытаться убежать – считала я. Они могут быть вынуждены делать неинтересные и даже болезненные для них вещи, но все это происходит ради терапии. Они обязаны делать так, как мы им говорим, потому что мы лучше знаем, что для них хорошо, а что – плохо. Просто пока дети-аутисты не могут понять нашей правоты.
Эта концепция называется тренировкой послушания и является важнейшей частью многих программ АБА. Правило простое: когда АБА-тьютор дал команду, ребенок должен ее выполнить, несмотря ни на что. Если ребенок пытается убежать, или плачет или ведет себя еще каким-то образом, вы не должны уступать, поскольку так вы только усиливаете плохое поведение.

Читайте также Как поднять уровень ГАМК (ГАБА) и ограничить глутаминовую кислоту

Эта концепция не оставляет за ребенком права сказать «нет», поскольку все считают, что у ребенка нет никаких оснований отказывать взрослому. Этот подход учит детей с РАС, что все их чувства не имеют значения, и что они «неправильные», поскольку их ранит или выводит из себя что-то, что обычные люди могут легко выносить. Нейротипичные люди искренне считают, что лучше самого аутиста знают, что для него лучше.

Очень часто многие цели АБА сводятся к тому, чтобы научит детей выглядеть и вести себя подобно нейротипичным людям. Если у ребенка есть повторяющееся поведение – я прежде всего говорю о «стимах» - то сюда можно отнести и хождение на цыпочках, постоянное обсуждение одной темы, эхолалию, отсутствие глазного контакта, прикрывание ушей ладонями, игру с игрушками не так, как это принято. Все подобные проявления ребёнка объявляются «неуместными», и их пытаются искоренить.

Проблема состоит в том, что нейротипичные люди просто не понимают причин, по которым аутисты ведут себя так, а не иначе. Но если вы не знаете причин, это вовсе не означает, что их не существует – напротив, они есть и они весомы.

Аутизм очень часто означает определенные проблемы в сенсорной сфере. Именно поэтому люди с РАС реагируют на мир не так, как нейротипики. Стимы , например, помогают выразить свои чувства и дают возможность справиться с обильным потоком сенсорных ощущений.

Такие вещи, как флуоресцентные лампы или мягкая фоновая музыка (обычный человек их даже не замечает) для ребенка с РАС будут очень неприятными переживаниями. Если не позволять ребенку разрядиться путем стима – например, заставлять его класть руки на стол или держать их вдоль тела – ребенок будет ощущать просто физическую боль. Аналогичные вещи происходят с глазным контактом: он может быть для детей с РАС очень сильным сенсорным испытанием.

Приучение к беспрекословному послушанию неверные цели терапии – это две самые большие ошибки АБА, но далеко не все. К неприемлемым и неприятным для детей с РАС методикам можно отнести:

  • Использование негативных установок вплоть до наказаний, чтобы отучить ребенка от «неприемлемого» поведения;
  • Полный отказ давать награду, пока ребенок о ней не попросит или ее не заработает (включая еду, отдых и ласку);
  • Запрет на свободное время или очень малые паузы в пятичасовой (или восьмичасовой) программе;
  • Игнорирование такого явления, как . Нужно понимать, что тело ребенка не слушает его и, даже если он того хочет, он часто физически не может произнести требуемые от него звуки;
  • Бихевиорист (специалист по поведению) получает неограниченную власть над ребенком;
  • Требование по словесной команде немедленно прекратить стимы;
  • Использование ярлыков «высокая» и «низкая» функциональность. Внешне человек может походить на нейротипичного, но ценой каких страданий будет куплено это сходство (и нужно ли оно)?
  • Частое (заурядное и повсеместное) использование физических ограничителей для решения вопроса агрессии ребенка (хотя такие средства должны применяться только в исключительных случаях)
  • К детям не относятся как к разумным существам, которые могут понимать свое состояние лучше взрослых. Детям не дают возможность высказаться.

Все эти методы я практиковала сама (кроме самого первого пункта перечня). Сами АБА-специалисты очень уверенно и компетентно говорили о своих методах обучения. Родители верили их словам о том, что АБА – единственный и самый эффективный подход к лечению детей с РАС, который базируется на научных данных. Я сама верила этим словам, что не извиняет меня – осознанно или нет, я причиняла вред детям-аутистам.
Я просыпалась и шла на работу пытаясь найти новые доказательства того, что АБА – это правильно. Мне улыбались мои коллеги и родители пациентов, мне говорили, какого прогресса добились мои пациенты, и все было хорошо. Я шла домой, читала все больше историй, написанных людьми c РАС, смотрела их видеоблоги и опять была вынуждена убеждать себя, что то, что я делаю, несет добро.

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Что это такое? Давайте разберемся в данной статье.

Поведенческая коррекция очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Дети-аутисты — кто они?

Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный.

В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства.

С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками.

Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций.

Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром. АВА-терапия для аутистов на сегодняшний день наиболее эффективна.

В чем суть методики?

Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия — что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Что дает модификация поведения?

АВА-терапия для аутистов — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Специалисты и родители, которые использовали на такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие:

  • улучшаются навыки коммуникации;
  • нормализуется ;
  • улучшается способность к обучению.

Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

Ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.

Как это работает?

При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия. Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого

Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ.

Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал

После того как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем

На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап

Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка?

Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю. Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Преимущества данной методики

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА.

Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике.

АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь.

Программа охватывает все сферы познания: от развития до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция — раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

АВА-терапия, пожалуй, является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно.