Что рассказать детям 3 лет. «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение - залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

Ребенку 3 года. Закончился ясельный период жизни, малыш вступил в дошкольный возраст. Какие изменения ждут его в ближайший год в физическом и психологическом плане? Как помочь ему получить все необходимые знания, создать комфортную развивающую среду? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы развития ребенка от 3 до 4 лет.

Физическое развитие

Младший дошкольный возраст (3-4 года) — новый этап в жизни ребенка. Кроха хорошо бегает, прыгает, лазает, пытается играть в групповые игры.

После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. Мальчики, ранее показывающие скачкообразное прибавление длины и веса, переходят на более плавные изменения этих показателей. К 4-м годам многие девочки догонят по весу и росту сверстников мальчиков. С 4-х лет представительницы женского пола начнут расти быстрее будущих мужчин.

Набор веса и роста ребенка — индивидуальный показатель, в большей степени опирающийся на генетику, особенности питания и физическую активность ребенка. В семьях, где мама и папа крупные, достаточно часто, дети показывают скорейший рост и прибавку килограммов, чем их сверстники.

Резкое снижение и прибавление показателей роста и веса должны вызывать у вас волнение, если явно заметна значительная разница между значениями. Если вы заметили, что на фоне быстрого набора веса, малыш практически не вырос, у него появились складки на руках, животе, ему тяжело двигаться и он отказывается часто бегать необходимо обратиться к участковому педиатру для проведения дополнительного осмотра, возможно обследования.

К 3-м годам в норме у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Допускается отклонение от срока появления в 1 месяц. Если в 3 года и 1 месяц у карапуза не появились все 20 зубов, необходимо обратиться к детскому стоматологу.

Нормы физического развития детей от 3 до 4 лет в зависимости от пола

Психическое развитие

Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами выходит на новый этап. Кроха осознает себя отдельной от родителей личностью, требует соответствующего отношения. В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. Этот сложный этап может затянуться и проходить очень тяжело. Чтобы ускорить нормализацию взаимоотношений с крохой, помните основные признаки кризисных явлений:

  • Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
  • Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
  • Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
  • Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
  • Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.

Справиться с кризисными явлениями помогут ваше терпение и хитрость. Многие психологи сходятся во мнении, что снизить частоту и активность негативных проявлений можно:

  • Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
  • Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
  • Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
  • Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
  • Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь. Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.

Кризис 3-х лет в разной степени затрагивает всех детей от 3 до 4 лет. Это происходит из-за завершения процесса отделения личности ребенка от родителей. Малыш теперь говорит о себе в первом лице, понимает, что он личность, требует соответствующего отношения. Попытка со стороны родителей подавить самостоятельность может привести к появлению различных комплексов. Рекомендуется принимать этот период как данность, проявлять терпение.


Развитие нервной системы

Вместе со сложными процессами формирования психики ребенка между 3 и 4 годом жизни идет активное созревание нервной системы. После 3-х лет малыш уже может производить операции анализа и синтеза, воспринимая окружающие предметы не только как самостоятельные объекты, но и как части целого. Появление развитой активной речи способствуют этому процессу. Через вопросы и игровую деятельность ребенок обобщает полученные ранее знания, уточняет свойства окружающих предметов, формирует более крепкие слухо-зрительно-тактильные связи.

К 4-м годам количество знаний у карапуза увеличивается в два раза, поэтому заметно, как быстро он утомляется от своих исследований. В этот период детям свойственна суетливость и поспешность. Ребенок знает множество различных вариантов движений, игровых приемов, но все еще не умеет быстро выбирать наиболее подходящие, вследствие чего выполняет много лишних действий.

Старайтесь не загружать ребенка большим количеством новой информации. Поддерживайте его любознательность упражнениями, в которых он может самостоятельно быстро найти ответ. Видя свои возможности и успехи, ребенок будет стремиться узнавать все больше. Новую информацию рекомендуется давать небольшими порциями, постепенно. Например, изучая окружающий мир по карточкам, в день можно предложить до 10-ти новых предметов и объектов вперемешку с ранее изученными.

Умения детей 3-4 лет

В 3-4 года ребенок хорошо овладевает основными двигательными навыками. Он хорошо умеет:

  • бегать. При необходимости малыш может ускорять или замедлять темп, огибать препятствия, резко менять направление движения;
  • прыгать. Крохе уже удается прыгать вверх на 1 или 2 ногах, вперед или в стороны;
  • сохранять равновесие, поднимаясь по наклонной доске, прогуливаясь по бордюру;
  • стоять на 1 ноге в течение нескольких минут. В норме, если находясь в таком положении кроха расставляет руки и немного шатается. Умение стоять прямо на одной ноге, не прибегая к балансировке, появится ближе к 6-ти годам;
  • перепрыгивать небольшие препятствия. Малыш может перепрыгнуть палочку, лежащую на земле, держа ноги вместе, перескочить через небольшой стульчик, перенося ноги поочередно;
  • лазать по спортивной стенке, удерживать свое тело, зацепившись руками за перекладину;
  • использовать разные приемы, играя в мяч: ловить двумя руками, кидать 1 или 2 руками, кидать вперед, назад, через голову, влево, вправо, вверх;
  • ходить на носочках, пяточках;
  • по заданию выполнять разные виды шагов: широкие, приставные, высоко поднимая колени, семенящий;
  • ходить задом наперед;
  • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
  • при наличии велосипеда, беговела, самоката передвигаться достаточно быстро.

К 4-м годам можно начинать знакомить ребенка с коньками и лыжами. Эти виды зимних развлечений хорошо тренируют мышцы ног и спины, совершенствуют координацию.

Социально-нравственное развитие и личностное развитие ребенка 3-4 лет

По мнению психологов возраст 3-4 года наиболее подходящий для начала посещения детского сада. Эта рекомендация выстраивается на изменениях, происходящих в социально-нравственном и личностном развитии ребенка в этот период. До 3-х лет дети не нуждаются в компании для игр. Лучшим напарником для развлечений является взрослый, наблюдая за которым дети учатся простым игровым приемам. Приблизительно в 3 года в сознании малыша происходит изменение. Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную от родителей личность, ощущать необходимость играть со сверстниками или детьми постарше.

Если вы не планируете отдавать ребенка в дошкольное учреждение, то с 3-х лет необходимо предоставлять малышу возможность играть и общаться с другими детьми на площадке, в кружках и секциях. Умение заводить друзей и выстраивать отношения с другими людьми формируется в этот период, впоследствии наверстать упущенную возможность будет сложнее.

В первую очередь ребенка 3-4 лет стоит научить:

  • Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
  • Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
  • Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
  • Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
  • Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.

Научив этим простым элементам, взрослые позволяют ребенку начинать самостоятельно заводить знакомства, делать первые шаги к обретению друзей.

В личностном развитии детей 3-4 лет начинают проявляться гендерные различия. Мальчики начинают ощущать свою принадлежность к мужскому полу, а девочки — к женскому. Эти изменения проявляются в играх. Мальчики часто стараются брать на себя роль отца или дяди, копируя поведения близких мужского пола, девочки копируют маму или бабушку. Вследствие появления понимания о различиях между полами могут начать проявляться предпочтения в одежде: девочки могут требовать подбирать им розовую одежду, мальчики — предметы гардероба с машинками, героями мультфильмов.

К 4-м годам дети, обладающие лидерскими качествами, начинают активно пытаться руководить другими детьми, становятся заводилой в компании. На этом этапе важно привить правильные моральные установки, научить разграничивать “добро” и “зло”.

С 3-4 летним ребенком уже намного проще общаться. Кроха может выслушать и оценить ваше предложение, принимать активное участие в обсуждении важных вопросов. Конечно, часто его предложения будут наивными и необоснованными, но для комфортного становления личности следует выслушивать их, объяснять, чем они хороши, почему не подходят.

Заметные изменения происходят и в отношении ребенка к родителям и другим людям. Он начинает с удовольствием проявлять различные формы симпатии. В разных ситуациях малыш может попросить прощения за свой поступок, проявить заботу, нежность. Теперь ему намного проще заметить и понять настроение человека, с которым он общается. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка употреблять вежливые слова и соблюдать правила поведения в общественных местах. Проще всего познакомить карапуза с нормами поведения в игровой форме. Предложите ему поиграть в магазин, детский сад, больницу и на примере игрушек покажите, как нужно правильно себя вести.

Ближе к 3,5 годам хорошо познакомить ребенка с основными традициями и праздниками, рассказать, какие особенности есть у каждого праздничного дня. К 4-м годам можно предложить посетить первую выставку, детский театр, музыкальное представление. Через наблюдение за поведением других людей, знакомство с новыми видами развлечений и знакомство с искусством малыш будет формировать свои личностные качества, быстрее поймет важность соблюдения общественных норм.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года

К 3-м годам база знаний ребенка становится упорядоченной. Малыш активно использует слова обобщения, применяет анализ и синтез для поиска решения предложенного задания. Если внимательно наблюдать за самостоятельной деятельностью крохи, то хорошо заметно, как быстро он применяет новые знания, адаптирует их к различным играм. В этот период стоит продолжать активно знакомить ребенка с окружающим миром, предлагая тематические занятия. К 4-м годам ребенок должен знать:

  • Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
  • 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
  • 4-5 видов рыб;
  • 4-5 видов насекомых;
  • основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
  • основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
  • чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
  • разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
  • времена года и их отличия между собой;
  • основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
  • основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
  • 3-5 основных профессий;
  • до 10 видов транспорта;
  • различия между городом, деревней, природой.

При желании взрослых в 3-4 года ребенок может выучить алфавит. Многие методики раннего обучения чтению предлагают начинать изучать это умение с 3-х лет. Основным требованием для раннего освоения чтения является преподнесение знаний в легкой, игровой форме.

Познавательное развитие ребенка в 3-4 года — прежде всего заслуга родителей. Чем больше новых знаний вы преподносите ребенку, подробно отвечаете на его вопросы, тем шире становится база знаний карапуза.

Логическое мышление и математические способности

Между 3 и 4 годами совершенствуется понимание основных математических понятий, логических операций. При достаточном внимании к обучению ребенка, к 4-м годам малыш может уверенно знать:

  • счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
  • понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.;
  • основные цвета спектра и до 15 оттенков;
  • основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
  • сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
  • подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
  • складывать разрезные картинки, пазлы;
  • находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
  • запоминать последовательность 3-5 картинок;
  • находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.

Отдельное внимание стоит уделять привлечению ребенка к самостоятельной деятельности. В 3-4 года ребенок может концентрировать свое внимание на одном виде деятельности до 20 минут, без дополнительной мотивации со стороны взрослого. На однотипных простых задачах малыш может сконцентрировать внимание до 5 минут. Предлагая ребенку самостоятельную задачу, старайтесь чередовать различные виды деятельности, сочетать двигательную и умственную активность.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет

В норме, к 3-м годам дети должны говорить простыми фразами, начинать выстраивать сложные предложения. Речь должна быть наполнена глаголами, прилагательными, наречиями и предлогами. Некоторые отклонения чистоты речи: перестановка слогов, проглатывание окончаний в норме должны исчезнуть к 3,5 годам. Если ребенок сильно искажает слова, нарушает последовательность слов в составленном предложении, не использует местоимение “Я”, рассказывая о себе, не пытается вести диалог, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.

Появление активной речи у каждого отдельного ребенка происходит в свой срок. Некоторые дети уже в 3 года декламируют длинные стихи, а другие только начинают составлять первые предложения. Не стоит сравнивать вашего ребенка с другими детьми. Рекомендуется оценивать развитие речи через сравнивание текущих умений и прошлых показателей, контролировать соответствие минимальным нормам. Так, в норме к 3-м годам ребенок должен уметь:

  • Составлять простые предложения;
  • Поддержать беседу о происходивших недавно событиях;
  • Использовать речь, для получения новой информации;
  • Повторять сюжет знакомой сказки, опираясь на картинки или иллюстрации;
  • Выполнять несколько последовательных действий по просьбе взрослого;
  • Рассказывая о себе, говорить “Я”;
  • Пытаться изменять слова по падежам.

К 4-м годам ребенок должен уметь:

  • Описать увиденную картинку, ситуацию;
  • Быстро формулировать простые предложения, составлять сложные фразы;
  • Разделять предметы на группы, использовать обобщения;
  • Знать названия основных признаков предметов. Употреблять в обычной речи название цвета, размера, рода;
  • Употреблять глаголы, обозначающие действия подходящие по смыслу;
  • Повторять за взрослым сложные слова, песни, стихи;
  • Знать свое имя и фамилию, отвечать на вопрос “как тебя зовут” развернутым предложением (“меня зовут …”);
  • Уметь менять громкость голоса, по просьбе взрослого;
  • Произносить звуки “З”, “С”, “Ц”.
  • Правильно использовать местоимения, времена, падежи;
  • Согласовывать глагол и существительное во времени;
  • Добавлять к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Придумывать собственные новые слова, подбирать смысл к непонятным словам, опираясь на свои знания.

Речь ребенка в 4 года по-прежнему имеет прямой порядок слов. Сложные предложения формируются при помощи союзов.

Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет

Развитие умения выражать свои эмоции через различные виды творчества играет важную роль в формировании психики ребенка. В 3-4 года уже можно заметить, как сильно развились фантазия и эмоции малыша, самое время развивать умения ребенка создавать новую выдуманную реальность при помощи подручных средств.

В 3-4 года малыш еще не умеет разграничивать вымышленный и реальный мир, игра сопровождает его во всех делах. В то же время эмоции ребенка все чаще переполняют его, требуют выхода через всевозможные виды деятельности. Развитие творческого потенциала позволяет открыть перед ребенком простой способ выражения эмоций и своевременно замечать изменения в его психологическом состоянии. Рисунки, аппликации, поделки могут многое рассказать о текущем состоянии ребенка, открыть взрослым его переживания, страхи. Через творчество можно обсуждать с малышом вопросы “добра” и “зла”, взаимоотношений, понятия “красивого” и “некрасивого”.

В 3-4 года ребенку доступны разные способы развития творческого потенциала:

  • Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;
  • Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);
  • Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;
  • Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;
  • Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;
  • Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;
  • Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.

Кроме развивающих творческий потенциал занятий, хорошо предложить ребенку развивать свои познания в музыке, живописи, театральном искусстве и т. д. К 4-м годам можно посетить выставку картин и скульптур, детский театр, музыкальные представления.

Сон и режим дня

Сон для ребенка в 3-4 года — важная часть полноценного и стабильного развития. Общая продолжительность отдыха в сутки составляет 12 часов. Из них 10 часов приходится на ночной сон и 2 на дневной отдых.

В этот период достаточно часто сложно накормить и уложить ребенка спать вовремя, поэтому следование определенному режиму дня позволяет снизить протесты ребенка. Малыш сам захочет есть и спать в привычное время и вам останется только предложить ему мнимый выбор. Многие дети в этот период начинают посещать детский сад, рекомендуется перестраивать режим дня ребенка под установленные в ДОУ нормы заранее, чтобы малыш успел свыкнуться с новым графиком.

Бытовые навыки

Ребенок между 3 и 4 годами жизни уже способен производить множество бытовых действий самостоятельно. Рекомендуется предоставлять максимум возможности выполнять доступные малышу действия без поддержки взрослых. В 3-4 года карапуз может сам:

  • Одеваться и раздеваться;
  • Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
  • Пить из чашки;
  • Убирать игрушки по местам;
  • Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
  • Пользоваться горшком;
  • Мыть руки, лицо;
  • Поливать цветы;
  • Вытирать пыль.

Предоставление ребенку самостоятельности снижает негативные проявления кризиса 3-х лет, формирует понимание важности сохранения порядка, придаст малышу уверенности в своих силах

Личная гигиена ребенка 3-4 лет

  • Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
  • Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
  • Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
  • Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
  • Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.

В 3-4 года закладывается база обязательных процедур по уходу за собой. Рекомендуется обучить всем элементарным гигиеническим требованиям в этот период, чтобы к школьному возрасту они вошли в привычку.


Как развивать ребенка. Шпаргалка для мам

Развитие ребенка в 3-4 года должно происходить в разных направлениях. Чтобы вам было удобно, мы подготовили небольшую шпаргалку, предлагающую разные варианты для занятий, стимулирующих все необходимые навыки.

Навык, умение, область знаний Какие занятия предложить
Логика. Математика. Мышление
  1. Умение сравнивать:
  • Предложите сравнить 2-3 предмета между собой по ширине (найти самый широкий, узкий, средний);
  • Найти самый высокий, низкий, средний предмет из группы;
  • Выложить игрушки по их длине.

2. Поиск причинно следственных связей:

  • Просите пояснить, почему происходят те или иные события (падает листва — осень, мокрые качели — после дождя, машина не едет — отломалось колесо);

3. Классификация по признаку:

  • Предложите рассортировать предметы по одному общему признаку (цвет, форма, материал);
  • Предложите найти предмет, не обладающий названным признаком (среди шариков выбрать кубик).

4. Изучение сложных форм:

  • Покажите малышу новые виды фигур (шестиугольник, полукруг, полумесяц);

5. Ориентация в пространстве.

  • учите ориентироваться на плоскости (верх и низ листика, справа, слева);
  • покажите, как ориентироваться на местности, подмечать особенности и запоминать расположение объектов.

6. Времена суток, года:

  • Расскажите, чем отличаются между собой разные времена года, части суток. Чем обычно занимаются люди в разные отрезки времени (ночью — спят, утром — умываются, чистят зубы, делают зарядку, зимой — ездят на санках, летом — купаются);

7. Цифры и счет:

  • Выучите цифры до 10. Покажите, как считать на пальчиках, палочках, вещах;
  • Покажите, как пишутся разные цифры.

8. Сортировка

  • Предложите сложить пирамидку из 7-9 колец, ориентируясь по размеру колец;
  • Попросите разобрать игрушки по размеру, предназначению, цвету.

9. Подбор обобщающего слова

  • Назовите ряд предметов и попросите назвать их одним словом (игрушки, посуда, мебель)

10. Критическое мышление

  • Попросите найти лишнее в ряду (положите перед ребенком мяч, куклу, машинку и майку. Ребенок должен соотнести предметы по их предназначению, выбрать предмет, не подходящий по общему признаку);
  • Загадки. Предложите отгадывать простые загадки, отвечать на вопросы с подвохом.
Внимание, память Предложите ребенку:
  1. Выбрать 2 предмета из множества, обладающих названной характеристикой (2 желтых шарика, 2 пластиковые игрушки);
  2. Запомнить и повторить 3-4 движения;
  3. Запомнить и повторить 2 строчки стихотворения, соблюдая последовательность слов;
  4. Собрать разрезанную картинку, пазл;
  5. Показать дорогу домой, возвращаясь с прогулки;
  6. Рассказать знакомую историю, ориентируясь по картинкам;
  7. Выучить и рассказать стихотворение;
  8. Запомнить и воспроизвести последовательность предметов, карточек;
  9. Рассказать о событии, произошедшем недавно, описать увиденные предметы и людей.
Физическое развитие Во время утренней гимнастики предложите ребенку:
  • ходить на носочках, пяточках, внешней и внутренней стороне стопы;
  • шагать высоко поднимая колени, передвигаться, шаркая ногами по полу;
  • регулировать темп движения по команде (идти медленно, быстро);
  • бегать, меняя темп движения по команде;
  • совершенствовать: навык броска мяча (из-за головы, вперед, назад, в стороны), умение ловить мяч с разного расстояния;
  • повторять движения за взрослым на ходу. Во время маршировки, предложите повторять разные упражнения руками, не прекращая ходьбы;
  • тренировать координацию (хождение по наклонной доске, бордюру).
Музыка. Ритм Расширение познания о музыке и эмоциях:
  • Слушайте с ребенком классические произведения.
  • Предложите угадать настроение автора композиции;
  • Различать темпы музыки;
  • Называть знакомые инструменты, различать их по звучанию;
  • Прослушивать и подпевать знакомым детским песенкам;
  • Знакомиться с новыми детскими песенками;
  • Различать громкость музыки;
  • Выражать эмоции от музыки в танце;
  • Учить простые танцевальные движения.
Творчество
  • Лепить простые фигурки, используя уже знакомые техники (отщипывание, скручивание, создание кружков и колбасок);
  • Рисовать кисточкой простые предметы, явления природы;
  • При помощи карандашей и фломастеров рисовать линии, круги, волны, простые предметы, фигурки;
  • Раскрашивать рисунки в раскраске, не выходя за границы;
  • Клеить наклейки;
  • Рисовать линии и предметы при помощи линейки;
  • Создавать простые аппликации из бумаги и подручных предметов (вата, листочки).
Окружающий мир Расширяйте познания ребенка в разных областях:
  • Домашние животные. Какие бывают, где живут, что едят, какие звуки произносят. Расскажите, какую пользу приносят животные фермы, чем питаются в разное время года?
  • Дикие животные. Где живут, что едят, на каких континентах обитают;
  • Птицы. Какие бывают, что едят, где живут?
  • Насекомые. Где живут, чем питаются, чем отличаются между собой?
  • Времена года. Чем отличаются, какие занятия доступны в разные периоды?
  • Явления природы.
  • Овощи, фрукты.
  • Грибы, ягоды;
  • Профессии. Чем занимаются люди, какая польза от разных видов деятельности?
  • Транспорт. Где используется, что делает?
  • Город, деревня. В чем отличия, какие предметы можно встретить?
  • Лес, поле, море, река. Чем отличаются, какие живые существа можно встретить, какие предметы могут понадобиться?
  • Бытовые предметы и их назначение.
Речь В течение дня предлагайте ребенку выполнить упражнения, способствующие формированию чистой активной речи:
  • артикуляционная гимнастика;
  • повтор сложных слов;
  • разделение знакомых слов на слога на слух;
  • пересказ знакомой истории;
  • тренировка навыка правильного ответа на вопрос;
  • описание иллюстрации;
  • совместное чтение;
  • обсуждение прочитанного сюжета;
  • изучение и обсуждение изображений, ситуаций.
Мелкая моторика Для развития мелкой моторики в течение дня предлагайте ребенку:
  • Лепить или рисовать;
  • собирать на прогулке небольшие предметы (шишки, камушки, листочки);
  • играть с бусинами, крупами, шнуровки;
  • самостоятельно застегивать пуговицы, застежки;
  • играть с наклейками;
  • вырезать ножницами;
  • собирать пазлы, вкладыши, мозаики;
  • завязывать и развязывать узелки.

Основой для успешного освоения предложенных упражнений является создание подходящих условий, в которых малыш будет ощущать свободу выбора, интерес. Рекомендуется:

  • Как можно чаще хвалить ребенка за успехи в выполнении предложенного задания;
  • Не ругать за промахи и ошибки. Если карапуз сам очень расстроился, поддержите его, скажите, что в следующий раз все обязательно получится;
  • Выбирать задание исходя из текущих пожеланий ребенка;
  • Не заставлять выполнять задание, если малыш не хочет;
  • Подбирать задачи, доступные крохе по уровню знаний. Чересчур легкие или сложные задания могут отбить желание заниматься.

Что должно насторожить

Каждый ребенок — индивидуальность. Не следует сравнивать его с ровесниками, пытаясь найти, в чем он отстал от них. Сравнивать малыша необходимо только с ним самим в прошлом. Но, несмотря на индивидуальный темп развития ребенка, существует ряд показателей, требующий особого внимания со стороны родителей:

  • Отсутствие речи или наличие грубых нарушений построения предложений слов к 3-м годам;
  • Примитивная игровая деятельность, отсутствие ролевых игр к 36 месяцам;
  • Неумение выполнять простые бытовые действия (кушать, одеваться, умываться) при попытке взрослых обучить этим навыкам;
  • Слабая координация движений, отсутствие попыток лазать по стенке;
  • Апатия, нежелание самостоятельно заниматься;
  • Неумение различать цвета, формы.

Если вы заметили у своего крохи один или несколько обозначенных признаков, обратитесь к участковому педиатру за консультацией.

В 3-4 года ребенок становится самостоятельной личностью, которая требует уважения и внимания. Малыш осознает, что он может многое самостоятельно, пытается понять свое место в семье, найти границы дозволенного. Как бы не было тяжело в период кризисных явлений, старайтесь сохранять спокойствие. Пройдет немного времени и все наладится, ребенок поймет, как нужно себя вести, что можно делать, а где лучше промолчать и остановиться. Ваше упорство в научении, объяснении и повторении важных правил обязательно помогут малышу быть успешным в учебе и общении со сверстниками.

Ваш малыш уже достаточно взрослый, ему целых три года. В этой статье вы узнаете что умеет ребенок в 3 года.

Что умеет ребенок в 3 года

  • Он уже может на несколько секунд вставать на носочки и пройти так около трех метров.
  • Способен простоять несколько секунд на одной ноге.
  • Может перепрыгнуть через начерченную на полу линию и подняться сам по лестнице.
  • При движении вверх чередует ноги, а при движении вниз по лестнице, ставит обе ноги на ступеньку.
  • Может спрыгнуть с последней ступеньки двумя ногами.
  • Умеет играть с мячом, бросать и ловить, научился кататься на трехколесном велосипеде.
  • Сам кушает, держа приборы за конец ручки. Малыш в три года самостоятельно одевается и обувается, застегивает пуговицы, может завязывать шнурки, если научили.
  • Раздеваться тоже умеет сам, причем может складывать свою одежду на стульчик.
  • Умеет мыть и вытирать полотенцем руки, многие дети уже пытаются чистить зубы, но пасту должен помочь выдавить взрослый. Может вставить ключ в дверной замок. С удовольствием накрывает на стол, расставляет тарелки и раскладывает приборы.
  • Самостоятельно пользуется туалетом (но еще не умеет пользоваться туалетной бумагой)

Ребенок в 3 года научился

  • Ребенок способен соорудить башню из кубиков. Собирает пирамидку по размеру и цвету колец.
  • Может рассортировать геометрические фигуры: квадраты к квадратам, круги к кругам. Возможно, знает названия простых геометрических фигур. Из кубиков начинает складывать более сложные сооружения: домик, машину, мост, может построить по рисунку, скопировать. Использует эти сооружения для игры, выстраивая сюжет.
  • Трехлетний ребенок умеет собирать матрешку или горшочки, колпачки одна в другую, при этом ребенок хорошо понимает какая формочка или матрешка должна быть вложена, какой частью вставлять, хотя может понадобиться помощь взрослого для того, чтобы закрыть матрешку правильно совместив рисунки на ней.
  • Если показать малышу три предмета разных размеров, он сможет определить, где самый большой, средний, и самый маленький, а также определит твердый предмет или мягкий.
  • Кроха уже активно стремится играть с другими детьми, доброжелательно относится к детям, не выхватывая игрушки, делится своими. Участвует в ролевой игре с другими детьми, причем соблюдает установленные правила в игре и знает свою очередность.

Навыки самостоятельной игры ребенка в 3 года

  • Когда малыш играет с игрушками, охотно берёт на себя роль мамы или врача, одевает и раздевает кукол, выражает свою фантазию, представляя кубик машинкой, например.
  • Ребенок в 3 года может играть без игрушек, только пользуясь своим воображением.В игре присутствуют сказочные герои, и может себя назвать каким-нибудь героем. Во время игры говорит за игрушки и за себя, комментирует свои действия.

Как рисует ребенок в 3 года

  • Карандаш держит правильно, рисует линии, круги. Может нарисовать домик и солнышко. Благо научите изображать человечка, где руки и ноги палочки, – сможет воспроизвести. Но чаще изображает голову или туловище, может нарисовать голову с ногами и руками, проще сказать колобка.
  • Малыш в три года уже берётся рисовать по собственному плану, при этом объясняет, что рисует и что происходит на рисунке. Начинает раскрашивать свои рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию и лепке. Может слепить шарик, колбаску, бублик. Эмоционально откликается на результат своего творчества: Радуется, если все удаётся и расстраивается, если что-то не получилось сделать.

Юмор

  • Ребенок осознает юмор, может рассмеяться над чем-либо показавшимся ему смешным, гордится собой, если что-то делает хорошо или лучше других, эмоционально откликается на красивое и некрасивое.

Эмоции ребенка в 3 года

  • Малыш способен сопереживать, если кому-то плохо, может помочь, как может, пожалеть. Если в доме кто-то спит, ведет себя тихо, различает эмоциональный настрой родителей.
  • Сопереживает героям сказок, при этом выражает сопереживание мимикой.
  • Испытывает чувство стыда, обиды и огорчения.
  • Соображает, как нельзя делать. Когда видит как другие дети совершают не очень хорошие поступки, оценивает и осуждает их говорит: «Нельзя обижать котенка», «Нельзя обзываться».
  • Ребенок в 3 года уже ревнует и обижается, умеет сердиться и изредка лукавить, может и заступиться, и очень любит немножко похулиганить.
  • В этот период возникает боязнь темноты. Ребенок настороженно относится к незнакомым людям и непривычным ситуациям.
  • Понимает где опасность, что полезно, а что нет, закладывается сознание осторожности.
  • Начинает отличать прошлое и будущие.
  • При должном воспитании слушается взрослых, не шумит в общественных местах. Хотя конечно может упрямиться если не понимает чего от него хотят родители или не хочет в чем-то себя ограничивать.
  • В этом возрасте очень любят говорить: «Я сам».

Что понимает ребенок в 3 года

  • Возможно, с трудом, но начинает понимать где левое а где правое. Чувствует различие между своим и чужим. Понимает, что чужие вещи нужно возвращать.
  • Знает названия и функции частей тела: глаза для того чтобы видеть,ноги чтобы ходить, уши чтобы слышать.
  • Отчетливо понимает, где один, а где много.
  • Все дети любят слушать сказки, самые любимые готов слушать много раз.

Речь ребенка в 3 года

  • К трем годам малыш должен называть на картинках простые предметы быта и животных.
  • Ребенок в 3 года говорит о себе «я»: «я пошел», «я сам», а также задействует местоимения «ты», «мы», «мое». Фразы ребенка простые, состоящие из 3 — 4 слов, соединяет пару фраз в сложное предложение: «Когда мама помоет посуду, мы будем играть».
  • Сопровождает свои действия речью. Может рассказать по рисункам знакомую сказку, или ответить на вопросы по сюжетному рисунку.
  • Не оттягивайте визит к логопеду и неврологу, если ребенок в три года все еще не начал говорить, или общается с помощью лепета.
  • Трехлетний малыш знает свое имя и фамилию, а также имена родителей и друзей, отвечает на вопрос «Сколько тебе лет?», показывая сначала на пальчиках. Знает кто он: мальчик или девочка.
  • Задает вопросы познавательного толка: почему? зачем? Теперь малыш хочет понять этот мир и будет задавать много вопросов — «Почему?». Чем раньше малыш открывает этот вопрос, тем лучше его умственное развитие. Если ваш малыш не начал задавать подобных вопросов, попробуйте его простимулировать, задавайте сами такие вопросы и сами же отвечайте.

Ребенок не говорит 3 года. Видео

Энергично развивайте речевые навыки малыша, стимулируйте его интерес к окружающему миру.

Тренируйте память: в эту пору малыш должен разучивать и рассказывать короткие стишки или песенки.

Можно начать играть с малышом в «рифму». Ищите с ребенком рифмующиеся слова. Читайте детские стихи и попросите ребенка закончить фразу.

Перед поступлением в детсад мы проходили психоневролога. Он задавал разные вопросы, ответы на некоторые не получил от моего ребенка. Например: кем я прихожусь ей, кем она мне; назвать время года на иллюстрации (ответа не получил), назвать цвета предметов (ответила в полной мере); посчитать предметы (легко справилась с заданием); не смогла произвести действия на сложение и сумму в пределах 5. Тем не менее, ребенок активен, легко идет на контакт. Врач поставил диагноз F83. Разъясните подробнее нормы развития ребенка к 3,5 годам. Неужели моя дочь действительно отстающая в мозговом развитии? (Анна)

Ответ:

Здравствуйте, Анна! Спасибо за вопрос. Понятно Ваше беспокойство… и даже где-то возмущение… Надо сказать, что «сборы» и «документальная подготовка» (сборы документов, комиссии и пр.) к детскому саду у большинства родителей вызывают массу переживаний, что отражается и на детях. И я благодарна Вам за вопрос, т.к. в нем затронута важная тема: Как наиболее безболезненно пройти обследование специалиста, как для ребенка, так и для родителя, особенно если от результатов обследования зависит дальнейший этап жизни малыша (тип дошкольного учреждения, например). Поэтому хочу обратиться к тем родителям, детей которых ждет ПМПК, обследования, сборы документов и дать несколько рекомендаций, которые, возможно, помогут помочь пройти все это наименее остро.

Очень важно самим родителям по-особенному настраиваться (спокойно - позитивно) на всевозможные процедуры обследования, ПМПК, чтобы это не отразилось на эмоциональном состоянии ребенка во время самого обследования, а значит, и на результатах этого обследования. А такое бывает.

Также рекомендуется неоднократно проигрывать с ребенком ситуации беседы с врачом, ситуации того, что у него будут что-то спрашивать, задавать вопросы, с ним будут рассматривать картинки, предлагать «поиграть». А перед непосредственной встречей ребенка со специалистом, важно учесть несколько моментов:

  1. За 1 – 1,5 ч. до встречи покормить ребенка (можно чем-то вкусным и любимым), чтобы во время обследования возникшее чувство голода не отвлекало от заданий
  2. Обязательно проговорить «план дня на сегодня», что ваш «врач позвал в гости», чтобы поиграть, что в игре он будет задавать вопросы, на которые ты обязательно ответишь и пр. Важно, чтобы ребенок шел с хорошим настроением, с ощущением успешности. (Часто слышу такую позицию мам или пап: «Зачем ему говорить все это, он же еще маленький, он еще плохо говорит..?» Хочется подчеркнуть: Если ваш ребенок еще не достаточно говорит, не достаточно научился выражать свои желания, потребности и мысли в силу возраста, это не значит, что он вас не слышит и не чувствует!)
  3. На встречу со специалистом можно захватить свою любимую игрушку, (можно «познакомить мишку с другими детками, с врачом и пр.», «отправиться в путешествие с мишкой, сводить в больницу, а потом с мишкой - в гости к бабушке или в кафе – на пирожное»…) Присутствие любимых игрушек в новой для ребенка обстановке помогает ему воспринимать эту «обстановку» психологически легче, мягче и спокойнее.
  4. Родительское спокойствие («Если мама улыбается, значит все хорошо и нечего бояться»)

Перед тем, как ответить на основной Ваш вопрос (о разъяснении норм развития ребенка в 3,5 года), хотелось начать с разъяснения самой формулировки F83.

F83 «Смешанные специфические расстройства психологического развития» Это остаточная группа расстройств, при которых наблюдаются затруднения в развитии ребенка на уровне нескольких психических функций (память, внимание, мышление, восприятие..), при чем трудно выделить, где именно эти затруднения больше, поэтому указывается такой размытый диагноз. Поэтому для начала я бы порекомендовала посетить психиатра (желательно детского психиатра), невропатолога с тем, чтобы укрепиться в точности поставленного диагноза или самого факта поставленного диагноза, а также, чтобы получить более полную и объективную картину развития ребенка. Порекомендовала бы также пройти исследование головного мозга (ЭЭГ). Если все же будут специалистами наблюдаться определенные затруднения в развитии, то имеет смысл подумать о лечении, которое назначит врач и одновременно с этим обратиться к психологу, логопеду, дефектологу с тем, чтобы систематически профессионально позанимались с Вашей девочкой, показали Вам, что можно делать дома для развития ребенка. Ну и, безусловно, Вам самой важно много разговаривать с ребенком, читать стихи и сказки, рассматривать картинки-предметы, картинки-действия, по смыслу взаимосвязанные, задавать как можно больше вопросов, Вам самой вслух рассуждать, объяснять, проговаривать и т.д. (Специалисты рекомендуют: С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Я познаю мир» энциклопедия в картинках для малышей и т.д.) Ведь мы знаем, что головной мозг формируется и развивается аж до 21-23 лет, что формируется он по-разному, в индивидуальном своем ритме, что психические функции в своем развитии могут западать на разных возрастных этапах, что на каждом возрастном этапе преобладает и назревает своя психическая функция (Так, в раннем возрасте – это восприятие, в дошкольном – память, в школьном, подростковом – это мышление). И поскольку психика развивается системно, то даже если где-то отмечаются затруднения у ребенка, то можно, занимаясь развивать другие психические сферы, с тем, чтобы подтягивались те, где есть затруднения. Поэтому с одной стороны, хочется Вас успокоить и сказать, что каждый ребенок развивается по-своему, и это нормально, паниковать не стоит, если специалист отметил определенные проблемы. Необходимо просто заниматься с ребенком, и со временем, ребенок многое догонит, а бывает и даже перегонит в чем-то своих сверстников. А с другой стороны, все же игнорировать информацию специалиста не стоит, просто примите к сведению, пройдите еще раз обследование.

А теперь по поводу того, что должен уметь ребенок в 3,5 года. Кратко можно охарактеризовать возраст так:

  1. Преобладает наглядно-действенное мышление. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
  2. Речь находится на стадии формирования. Специалисты выделяют (логопеды, дефектологи) следующие нормативные показатели в этом возрасте: Показатели речевого развития \ Время появления в норме
    • Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.
    • Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
    • Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
    • Появляется словотворчество С 3 лет
    • Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) К 4 годам
    • Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р К 4 годам
    • Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
    • Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам
    • Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
    • Ребенок должен уметь называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши: лошадь-жеребенок.
    • Должен уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
    • Ребенок должен уметь называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит и т.д
  3. внимание, мышление, память непроизвольны. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что находится в поле его зрения, запоминает то, что привлекло внимание. (!) Обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка.
  4. Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
  5. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
  6. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
  7. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
  8. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Вот несколько заданий, по которым вы сможете протестировать ребенка.

Развитие внимания

  • Найти на картинке одинаковые предметы, определить их цвет.
  • Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке.
  • Предложить раскрасить фигурки по образцу.
  • Нарисовать контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга). Предложить ребенку найти какие предметы там спрятались.
  • Предложить найти несколько отличий на картинке (кошка серая-рыжая, у одной мячик, у другой кубик и т.д.). Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы. Развитие памяти
  • Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.
  • Рассматриваем картинку где, например, котик держит шарик, бельчонок держит яблоко, а мышонок коробку с бантиком. На другой картинке отдельно зверята и предметы. Надо вспомнить, кто и что держал.
  • Вспомним героев сказки "Колобок". Кого встретил сначала колобок. Вспомнить по картинке с изображением животных.
  • Рассматриваем 2 картинки. Первая - зайчик под зонтиком, идет дождь, грибы растут. На другой картинке - солнышко, ягодки, грибов нет, зонтик сложен. Что изменилось на картинке?

Развитие мышления

  • 2 картинки. Одна с животными, другая с едой. Надо найти, кто, что любит есть.
  • Рассматриваем картинку, надо подобрать пару к предмету: ваза и цветок, шапка и шарф, лопата и ведерка и т.д.
  • Найти заплатку к коврику. Красный коврик, а у него посередине нарисован красный круг, который нарисован еще и отдельно. Зеленый коврик с зеленым треугольником посередине и так далее. Малыш должен рассказать какую заплатку куда поставить, какого цвета коврики. Развитие мелкой моторики
  • Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также должен уметь рисовать округлые предметы.
  • Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
  • Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.
  • И вообще больше работайте с малышом руками (лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.), т.к. мышление развивается наглядно-действенно, т.к. развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики)

Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос. Не волнуйтесь, Анна, помните, что в этом возрасте малышам особенно важен психоэмоциональный комфорт, а вашей девочке – спокойная и улыбающаяся мама.

Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет.

Начиная с трех лет, у ребенка начинается новый период жизни, когда он из несмышленого малыша превращается во взрослого человечка.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года? Он уже может похвастаться хорошей памятью, знанием букв и цифр, умением общаться и помогать, хорошим физическим состоянием. В этот же момент происходит и «отлучение» малыша от мамы. Теперь ребенок всеми своими действиями начинает показывать, что он личность и ему необходимо признание, уважение и соответствующее общение.

Особенности психического развития

Некоторые особенности развития детей 3-4 лет нередко настораживают родителей. Взрослые не могут понять, почему их ребенок кардинально меняется, проявляет какие-то требования и полностью игнорирует родительские наставления.


В свое время знаменитый психолог, специализирующийся на развитии личности, Лидия Ильинична Божович, сказала замечательную фразу: «Ребенок делает все по-своему не из-за того, что он так хочет, а из-за того, что ему это нужно».

Поэтому все происходящее с малышом в этом возрасте не стоит считать проявлением его неуважения к взрослым, его капризами и прихотями. Просто так устроен человек, рано или поздно он переходит определенный жизненный рубеж, меняя характер и потребности, добиваясь своего места в ячейке общества.

Марина, мама Анюты 3,5 года: «Однажды я заметила, что моя малышка, ласковая, внимательная и тихая, в один момент превратилась в какого-то чертенка. Все стала делать по-своему и наперекор. «Одевайся — не хочу! Пойдем гулять — не пойду. Чистить зубы — не буду!». Никакие уговоры, просьбы и угрозы не действуют. Наказания (запрет на телевизор) приводят к истерикам. И если раньше Анюта могла извиниться и обнять, то сейчас она может подойти и ударить. И все это случилось практически сразу после того как ей исполнилось 3 года и 2 месяца. Неужели так бывает, или это родительская ошибка в воспитании?».

Причин такого поведения две:

  • глобальный протест против просьб или задач, которые навязывают родители;
  • перегрузка ребенка этими самыми просьбами и задачами, из-за чего он теряется.

В случае, когда 3-летние дети не слушаются, все делают наперекор, психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер советует «отпустить вожжи». Это не значит, что от ребенка не нужно требовать выполнения просьб, просто надо дать ему время осмыслить поставленную задачу.

«Надо следить не за ребенком, а за тем, насколько очередное распоряжение выполняется ребенком.Если не выполняется, не повторять его тут же . Иначе последует эскалация» — советует Гиппенрейтер в своей книге «Что делать, чтобы дети...».

Есть замечательна метафора: надо воспитывать ребенка, как тянуть рыбу на спиннинге — то тянуть, то отпускать. Не дергать резко сразу, а проявлять гибкость, иначе он сорвется и наладить отношения будет сложно. Иногда можно немножко уступить, ради сохранения мира:

- Маша, пора спать.
- Я еще поиграю!
- Ты не доиграла и тебе нужно еще время...
- Да!
- Хорошо, еще 5 минут. Я поставлю таймер на телефоне. Но потом сразу спать!
- Ладно!

3-летний ребенок, уже личность, которую надо уважать.

В противном случае ребенок начнет протестовать, а единственный доступный ему в этом возрасте способ забастовки — делать все наперекор.


Характеристика особенностей всестороннего развития малыша от 3 до 4 лет

Наблюдая за тем, как развивается ваш малыш, вы наверняка замечали, что его психологическое, социальное и физическое развитие претерпели некоторые изменения.

Социализация

Появляется тяга к общению и способность самостоятельно придумывать занятия не только для себя, но и для сверстников. Кроха начинает не только лучше взаимодействовать с другими детьми, но и пытается занять лидирующую позицию в компании. У ребенка начинается осознание того, что чувства имеются не только у него, но и у окружающих. Пытается иногда учитывать потребности и пожелания других. В это же время появляется потребность в выборе собственного кумира. Поэтому не стоит огорчаться, если ваш кроха совершенно не слушается вас, а реагирует только на слова папы. Это не разделение родителей на «любит - не любит», это очередной этап взросления и становления личности.

Познание

Он стремится задать окружающим как можно больше вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Теперь малыш может по праву называться «великой почемучкой». В это время большими темпами развивается речь. Малыш может не только повторять слова и соотносить их с предметами и действиями, но и придумывать свой словарный запас из несуществующих слов. Большая часть информации поступает к малышу в процессе игры. Поэтому теперь основной задачей развития и воспитания малыша должна являться игра. Родители на данном этапе могут многому обучить свое чадо именно в игровой форме.

Особенности возрастного развития ребенка с 3 до 4 лет в таблице

Помимо того, что малыш меняется в характере, он в этом возрасте продолжает всесторонне развиваться. Что должен уметь ребенок 3-4 лет? В таблице можно увидеть основные достижения, которые может демонстрировать ребенок в этом возрасте.

Психическое развитие Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление - ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие Хорошо развиты предметные действия — может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные), музыку (веселая - грустная, громкая - тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание) Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам: одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т.п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой - маленький, высокий - низкий и т.д.
Развитие речи Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа - он, мама - она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице), а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.


Дети с 3 до 4 лет также отличаются повышенной способностью к обучению. Этот возраст становится идеальным для приобретения новых навыков и информации. Поэтому к 4 годам многие малыши уже знают почти все печатные буквы алфавита и пишут их. Также обстоят дела и с цифрами. Дети, особенно в процессе игры, могут считать до 10, делить предметы на равные части, понимать время на электронных часах. В этот период можно предложить ребенку занятия со счетными палочками или счетами.

Помимо этого, дети данного возраста уже могут проявлять и социальные навыки, общаясь со сверстниками и пытаясь оказывать помощь взрослым. Поэтому вы можете предложить крохе заправить постель, сложить вещи, убрать игрушки, протереть пыль и пр. Конечно, ребенок сделает все не так хорошо, как вы, но с удовольствием.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Многие родители считают, что если у ребенка отсутствует часть положенных в этом возрасте навыков, то он отстает в развитии. Разрешить все сомнения помогут специалисты (психолог, невролог). Но необходимо учитывать, что все дети разные и условия, в которых они росли до 3-х лет тоже.

Если взрослые никогда не говорили ребенку, что комар, муха и жук — это насекомые, то откуда он может это знать? Поэтому оценивая способности своего ребенка, учитывайте ваш вклад в них.

Но и пускать на самотек развитие ребенка 3-4 лет ни в коем случает нельзя. Это возраст активного накопления знаний об окружающем мире, людях, развитие навыков и интеллектуальных способностей. Поэтому важно направить ребенка, обеспечить ему условия для гармоничного развития.

Как развивать ребенка 3-4 лет

Зная особенности развития детей 3-4 лет, основные задачи развития и воспитания малыша должны строиться по принципу «Не навреди». Чтобы не «сломать» малыша, а помочь ему пережить довольно сложный этап жизни, родители должны прислушаться к нижеприведенным рекомендациям.

Относитесь к ребенку с уважением

Постарайтесь с пониманием и терпением относиться к чувствам крохи и к его новым убеждениям. Если подавлять волю ребенка в этом возрасте, то можно сделать из него инфантильную, зависимую и пассивную личность. Что заметно усложнит дальнейшую жизнь вашего ребенка. Если позволяет ситуация и ребенку ничего не угрожает, лучше уступите малышу. Помните, что вы тоже были маленькими и тоже старались сделать массу нелепых вещей наперекор своим родителям.

Поймите, что упрямство малыша в этом возрасте это — не попытка вас огорчить, а всего лишь призыв к тому, чтобы взрослые начали считаться с его мнением.

Стараться чувствовать своего малыша

Не думайте, что если ребенок сам ходит, ест, пьет и говорит, он и чувствует все как взрослый. Научитесь серьезно относиться к его страхам и разочарованиям. Ведь даже отвалившееся колесо от игрушечной машинки для вашего чада может стать трагедией невероятных масштабов. Не подавляйте эмоции ребенка, а старайтесь их переключать.

Обеспечьте малыша общением с ровесниками

Милые беседы с вами или бабушками - это прекрасно. Но в этом возрасте ребенок больше нуждается в общении с другими детьми. Поэтому если имеется возможность, то отдайте кроху в детский сад. Если же по каким-то причинам это не удается, запишите его в группу активного развития детей или в какой-нибудь кружок по рисованию или лепке.

Показывайте личный пример в общении с другими людьми

Данный совет многим может показаться неважным. Но именно от того, как вы относитесь к окружающим людям и к членам своей семьи, и будет выстраиваться модель поведения с ними у крохи. Когда мама Матвея пожаловалось на то, что сын стал разговаривать с ней высокомерно и даже нагло, выяснилось, что именно так она сама разговаривает со своими подчиненными. А ребенок, часто находящийся у нее на работе, сделал вывод, что это правильно, так и нужно себя вести.

Занимайтесь с ним физическими упражнениями

Все детские забавы (бег с препятствиями, прыжки в длину, игра с мячом и пр.), должны находиться в ежедневном «меню» ребенка. Если позволяют средства, приобретите гимнастический комплекс в детскую комнату. Хвалите ребенка, когда он будет лазить по лесенке, висеть на кольцах и пытаться подняться по канату.

Развивающие занятия обязательны

Развивающие занятия - лепка, рисование, строительство из кубиков обязательны в 3-4 года. Если вы работаете и есть только 1 час в день, чтобы уделить ребенку — выбирайте их.

Общайтесь с ребенком, как можно больше

Чем больше слов будет слышать ваш малыш, тем шире будет его словарный запас. Читайте с ним книги, рассказывайте смешные истории, напевайте песенки. Не забывайте и о том, что ребенок все впитывает как губка, поэтому следите за тем, что произносите вы и все члены вашей семьи. Ведь особенно интересные словечки дети зачастую запоминают гораздо быстрее, и употребляют их не по назначению, а когда им вздумается. И если подобное произошло, не спешите наказывать кроху, начните лучше с себя.

Развитие речи у ребенка 3-4 лет